Ник всегда знал, что он не такой, как все, – например, он мог видеть плохие вещи, которые должны случиться с кем-то, после одного прикосновения к человеку
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат
Ник (Люк Клейнтанк) всегда знал, что он не такой, как все, – например, он мог видеть плохие вещи, которые должны случиться с кем-то, после одного прикосновения к человеку. А еще Ник с самого детства все время рисовал один и тот же загадочный дом, и после смерти матери выясняется, что этот дом – часть его наследства. В компании своей беременной девушки (Алекс МакКенна) и друга (Энтони Рэй Перес) Ник отправляется туда, надеясь узнать хоть что-то о своем отце, разговоров о котором его мать всегда избегала.
Виктор Сальва – один из самых одиозных кинорежиссеров нашего времени, известный прежде всего тем, что является осужденным педофилом. Один из юных актеров его дебютного триллера «Дом клоунов» (1989) обвинил режиссера в сексуальных домогательствах – в итоге Сальва попал под суд и по его следам очутился в тюрьме, где провел год. После освобождения ему повезло не только вернуться в кино, но и получить режиссерское кресло в драме «Пудра» (1995), частично профинансированной диснеевским лейблом Touchstone. Критики отозвались о картине очень тепло, но ее премьера сопровождалась масштабным скандалом – уже выросшая жертва Сальвы организовала картине бойкот, вылившийся в травлю не только Сальвы, но и студии «Дисней», представителей которой поставили перед неудобным вопросом: «Как вы могли доверить свой фильм осужденному педофилу?»
Разумеется, все эти вещи крайне печально сказывались на карьере Сальвы, и даже культовый хит «Джиперс Криперс» (2001) мало что изменил, да и сиквел, несмотря на коммерческий успех, оказался слабым. После спортивной драмы «Мирный воин» (2006), которая с трудом пробилась даже в ограниченный прокат, режиссера с облегчением списали со счетов, но это не значит, что Сальва опустил руки. И это хорошо, потому что, абстрагируясь от его личности, кино он снимать умеет, и «Темный дом» доказывает, что как минимум в хоррорах он хватку не потерял.
Фильм начинается как вполне традиционный ужастик о «плохом» доме, но чем дальше в лес, тем очевиднее, что Сальва искренне и, кажется, по-настоящему увлеченно играет с жанром. Так, на месте Ника и его спутников, включая трех прибившихся геодезистов, встречает не унылый пустой дом с шорохами и скрипами, а мрачного вида Тобин Белл, с порога предлагающий гостям валить отсюда и натравливающий на них жутких полузомби – эти твари передвигаются полубоком, метко кидаются топорами и ничуть не расстраиваются, когда их переезжают грузовиком. Попытка уехать из проклятого места с треском проваливается – город, в котором герои буквально только что спрашивали дорогу, неожиданно оказывается вымершим, а дорога вновь приводит их к тому самому дому. Тем временем случайные люди разговаривают со стенами (и те им отвечают), а Ник предвидит брутальную кончину большей части своих спутников.
Сальва очень грамотно закручивает сюжет, и хотя местами все это попахивает горячечным бредом (это на самом деле главная проблема картины – то, что может оттолкнуть от нее), он добивается главного – от экрана не оторваться, плюс под занавес припасена парочка довольно неожиданных сюрпризов. И пусть на «Джиперс Криперс» для нового поколения «Темный дом» никак не тянет, в фильме видно руку настоящего мастера – в том, как он продуман, как он рассказан, как он подан. Это кино от человека, который хорошо знает жанр и, возможно, поэтому не ищет легких путей – и тут надо понимать, что, гуляя по бездорожью, есть риск вляпаться в лужу или что-нибудь похлеще. Зато такие прогулки всегда хорошо запоминаются.