По-итальянски эмоциональное и экспрессивное кино о последних днях жизни Пьера Паоло Пазолини, предлагающее своеобразную трактовку мотивов его убийства
Октябрь 1975-го. Знаменитый итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини завершает работу над своим очередным фильмом «Сало, или 120 дней Содома», осталось доснять пару сцен и закончить монтаж. Внезапно из мастерской пропадает несколько пленок с уже готовыми материалами к картине, а злоумышленники требуют от студии выкуп. Пока продюсеры договариваются со злоумышленниками, Пазолини проводит дни и ночи за пишущей машинкой, стремясь скорее закончить свое расследование коррупции в высших эшелонах власти и бизнес-кругах. Выход публицистического романа «Нефть» может существенно ударить по многим итальянским политикам, и мафия получает приказ уничтожить дерзкого мастера. Два независимых конфликта сливаются в одну трагедию, унесшую жизнь блестящего эксцентрика и провокатора…
Страшное убийство режиссера, поэта и писателя Пьера Паоло Пазолини по сей день считается в Италии расследованным не до конца – несмотря на то что по обвинению в нападении на 53-летнего постановщика был арестован подозреваемый, проведший затем в тюрьме несколько лет, до сих пор неизвестно ни точное число убийц, ни их мотив. Потрясающее своей жестокостью и яростью преступление не поддается осмыслению и не укладывается ни в одну из основных версий, коими считаются ревность, конфликт с неофашистами и месть мафии за раскрытие подробностей коррупционного скандала вокруг нефтяной отрасли Италии. Тем не менее блестящего, самобытного, дерзкого художника не стало, и этот факт до сих пор не осмыслен в должной мере – в большом кино до недавнего времени об этом старались не говорить, и лишь с выходом на экраны «Пазолини» Абеля Феррары, спорного и далеко не всеобъемлющего, общество проснулось.
Ленту «Козни. Последний сюжет Пазолини» режиссера Давида Греко ни в коем случае не стоит принимать за контрверсию ленты Феррары, хотя в представлении о мотивах убийства авторы двух картин расходятся. Не стоит также считать «Козни» окончательным вердиктом, это по-прежнему всего лишь один из возможных вариантов событий рокового ноября, к тому же местами неубедительный. В гораздо большей степени лента Греко – попытка продемонстрировать, чем жил режиссер в последние дни, над чем работал, о чем думал, какие строил планы и кого считал близким себе. Сам Греко некоторое время работал в съемочной группе Пазолини, видел мастера за работой и размышлениями, лично ощущал напряжение и острую необходимость перемен, которых добивался его патрон и учитель. От этого «Козни» выглядят очень убедительно, достоверно и эмоционально – зритель не просто перечитывает статью в Википедии, а погружается в эпоху и знакомится с нравами римских пригородов середины 1970-х.
В какой-то мере создатели ленты даже перегибают – обычно крайне тяжелый в общении, конфликтный, яростный и бескомпромиссный Пазолини предстает респектабельным интеллигентом, а уличная босота, наоборот, обретает в фильме какие-то совсем людоедские замашки. Со временем, кажется, Греко утратил точность в воспоминаниях о конкретных людях и пошел на поводу у эмоций, что в деле расследования убийства никак не может пойти на пользу. Фильм прекрасно демонстрирует настроения в обществе, витающий революционный дух и наэлектризованную неустроенность, но, обращаясь к отдельным характерам, впадает в схематичность и примитивизм – злодеи становятся карикатурными, любовник Пазолини предстает полнейшим дурачком, а окружение мастера обезличивается и стирается.
Тем не менее картина крайне полезна тем, кто хочет не только видеть ленты Пазолини, но и понимать, что это за человек. Истовый коммунист и приверженец однополой любви, преданный сын и совершенно невыносимый коллега, возвышенный идеалист и грязный натуралист, фильмы которого цензурировались и запрещались, – о таком противоречивом человеке ровную картину сделать невозможно, любой рассказ обречен что-то приукрашать, а какие-то детали намеренно упускать. Вот и «Козни» получились неоднозначными – есть очень сильные сцены, прекрасные крупные планы, самоотверженная игра Массимо Раньери, и в то же время в финале ленту начинает разрывать прыжками во времени, видение будущего сбивает с толку, а от сцен с предчувствием смерти веет пошлостью и наивностью.
Однако лента заслуживает внимания. Она трогательна и пронизана уважением к мастеру. В «Кознях» блестяще продемонстрирован всепронизывающий ужас коррупции и нарастающая волна неофашизма Италии тех времен. К сожалению, собственно творчеству Пьера Паоло Пазолини уделено не так много времени, но о создании лучших его картин больше и подробнее расскажут воспоминания современников, а поэзия режиссера и вовсе говорит сама за себя. Здесь же зритель наблюдает за возложением венков уважения на могилу большого мастера. Поэтому местами фильм выглядит искусственным, как пластиковые цветки на венке.
С 2 ноября в кино.