![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Сегодня 67 лет исполняется Уиллему Дефо — звезде «Человека-паука», «Маяка», «Взвода» и десятка других картин. Молим вселенную о том, чтобы он уже наконец получил давно заслуженный «Оскар», а пока рассказываем о неочевидных сторонах жизни великого артиста.
Вдобавок к таланту Дефо может похвастаться еще и узнаваемой улыбкой — с заметной щелью между передними зубами. Актера часто спрашивают в интервью, почему за всю жизнь он так и не поправил прикус у стоматолога. Но Уиллема всё устраивает. Настолько, что он даже снялся в короткометражке «Щель», целиком посвященной этому самому пространству между его зубов. Причем снял фильм российский режиссёр Григорий Добрыгин.
Уиллем Дефо должен был сыграть небольшую роль в эпической драме «Врата рая». Помешало неумение контролировать смех. Во время паузы на съемках, когда артисты должны были стоять на местах и ждать настройки света, ему нашептала на ухо шутку другая эпизодическая актриса. Дефо засмеялся в голос — Чимино это услышал и уволил Уиллема. Впрочем, вряд ли актер об этом сильно переживает. «Врата рая» оказались колоссальным провалом и похоронили карьеру режиссера.
До того как стать большой звездой в Голливуде, актер долгие годы был частью театральной труппы Wooster Group, которую сам же и основал в 70-х годах в Нью-Йорке. Команда ставила экспериментальные пьесы на сцене. В одной Дефо, например, играл живое куриное сердце. А в другой танцевал на сцене абсолютно голым. Видеозапись выступления до сих пор можно найти в Сети — и заодно проверить знаменитую легенду вокруг актера, которая появилась с легкой подачи Ларса фон Триера. Режиссер «Антихриста» однажды заявил в интервью, что у Дефо «слишком» большой член и на съемках его из-за этого даже пришлось заменять на дублера.
В Интернете ходит много шуток о Шоне Бине как актере, чьи персонажи редко доживают до финальных титров. Но вообще-то Уиллем Дефо умирает как минимум не реже своего коллеги. Готовьтесь к небольшим спойлерам: не выживают его персонажи во «Взводе», «Человеке-пауке», «Маяке» и даже «Бесподобном мистере Фоксе». Отчасти это связано с тем, что Дефо часто играет злодеев. А их в Голливуде редко ждет хеппи-энд.
Актер признавался, что рано заинтересовался сексом. В том числе потому, что у него было аж пять старших сестёр, которые рассказывали маленькому Уиллему то, что в его возрасте знать еще было не положено. В старшей школе Дефо и вовсе попробовал себя в качестве актёра фильма для взрослых. Из-за этого его выгнали из учебного заведения. Чему будущая голливудская звезда была только рада: Уиллем говорит, что всё равно Висконсин был дырой, и он хотел оттуда свалить.
Странное достижение, и тем не менее. Дефо получил номинацию за лучшую мужскую роль второго плана в картине «Тень вампира» — там он сыграл актера Макса Шрека из «Носферату», который по сюжету фильма оказывается настоящим кровопийцей. Ни один другой артист не удостаивался внимания академии за подобный образ. Хотя конкуренция у Дефо приличная: тут и Тильда Суинтон из «Выживут только любовники», и Том Круз с Брэдом Питтом в «Интервью с вампиром», и легендарный Бела Лугоши из «Дракулы» 1931 года.
Он, может, и не Том Круз, и с самолетов в кадре не прыгает, но все же. Дефо не раз говорил, что ему важно чувствовать физическое единение с персонажами. И когда вы видите парящего на глайдере Зеленого Гоблина в «Человеке-пауке», это не дублер и не CGI (по крайней мере, не всегда). Актер сам облачался в костюм и бросался в действо. Хотя его, в общем-то, никто не обязывал.
Актер отлично понимает, какой экранный образ у него сложился за многие годы. Ему часто дают играть безумных персонажей, как Зелёный Гоблин, смотритель из «Маяка», или хотя бы болезненно нестабильных, как Ван Гог в «На пороге вечности». Но это не тот случай, когда актер хорош в каком-то амплуа, потому что ему «не приходится играть».
Напротив, Дефо считает, что он — полная противоположность своих персонажей. Спокойный человек, который любит искусство и жену, а в свободное время занимается йогой. Герои на грани безумия — способ выплеснуть накопившуюся энергию, которая не находит выхода в обычной жизни.