В последние годы в киноиндустрии все чаще и чаще появляются новые женские имена. До равноправия еще далеко, но наличие ярких фильмов от начинающих режиссерок не может не радовать. От нетипичных ромкомов до меланхоличных драм о материнстве — вспоминаем лучшие женские дебюты за последние пару лет.
Софи (Фрэнки Корио) и ее отец Калум (Пол Мескал) проводят отпуск в жаркой Турции. Танцы у бассейна, солнечные ванны на шезлонгах, разговоры обо всем и ни о чем — герои коротают будни в обществе друг друга, пытаясь удержать хрупкую родственную связь после расставания родителей. Одиннадцатилетняя девочка повсюду таскает с собой камеру и фиксирует драгоценные моменты на пленку: память может подвести, но «маленькое кино» поможет спустя годы собрать фрагменты мозаики в единое целое.
Несложно догадаться, что «Солнце мое» — глубоко личное высказывание. И не только потому, что дебютанты зачастую черпают вдохновение в собственной биографии. А потому, что происходящее на экране напоминает архивное видео и слепок воспоминаний: кадры порой обрывистые, неточные и даже сновидческие. Уроженка Эдинбурга Шарлотта Уэллс погрузилась в прошлое, чтобы создать нежное кино о взрослении, отцовско-дочерней связи и свойствах человеческой памяти. Лента тотчас покорила критиков и влюбила в себя зрителей. Теперь остается лишь, затаив дыхание, надеяться, что Уэллс не пропадет с радаров. Сама постановщица признавалась, как испытала облегчение от осознания, что следующий ее фильм вряд ли повторит успех дебюта. Что ж, это не мешает нам ждать любую весточку от мастерицы!
«Прошлые жизни» — еще один полуавтобиографический дебют. Селин Сон загорелась идеей снять фильм о встрече экс-возлюбленных после случая из жизни: режиссерка сидела в баре в компании школьного друга и мужа, ей приходилось разговаривать с мужчинами на двух языках. Если вы видели «Прошлые жизни», то знаете, что такой же фрагмент есть в картине.
По сюжету Ен-на (Грета Ли) и Хэ-сон (Тео Ю) — близкие друзья детства, которые потеряли друг друга из-за внезапного переезда девочки. Ен-на вместе с семьей перебирается из Южной Кореи в Канаду. Спустя годы давние знакомые встречаются в Нью-Йорке: у каждого своя жизнь, но из памяти не стерлось теплое воспоминание о единственном свидании на улицах Сеула. Селин Сон удалось рассказать обыкновенную историю совершенно небанальным образом. Дебютантка с невероятным мастерством плетет чувственное полотно и словно утешает зрителя: да, люди подчас остаются в прошлом, а в мыслях то и дело возникают фантазии о том, что было бы, если… В общем, слезы льются рекой, Селин Сон становится одной из главных постановщиц современности, а ее следующий проект «Материалисты» — еще один потенциальный хит о любовном треугольнике.
Фильм «Тысяча и один» победил на «Сандэнсе» в 2023 году, но до широкой публики так и не добрался. У картины были все шансы попасть в оскаровскую гонку — перед нами социальная драма с сильной актерской игрой, а подобные сюжеты обычно приходятся по душе киноакадемикам. Но, увы, фильм остался в тени громких релизов и скорее в статусе недооцененных жемчужин. Между тем режиссерский почерк А.В. Рокуэлл успели сравнить со стилем Спайка Ли и Мартина Скорсезе. Советуем присмотреться к подающей надежде постановщице, которая, вероятно, еще успеет растрогать широкую публику.
Сюжет картины разворачивается на протяжении почти 15 лет. Мы встречаем Айнез (блистательная Тейяна Тейлор) после освобождения из тюрьмы. Молодая женщина находит шестилетнего сына Терри (Аарон Кингли Адетола) и принимает решение похитить ребенка у органов опеки. Матери и сыну придется спрятаться в шумном Гарлеме, найти общий язык и учиться заново строить жизнь.
«Планета Джанет» — еще один женский дебют о материнстве, но совершенно иного рода, нежели «Тысяча и один». Фильм сняла Энни Бейкер — лауреатка Пулитцеровской премии. Вместо иллюстрации социальных проблем режиссерка вырисовывает портрет взросления и погружает зрителей в рутину матери и дочери. У Бейкер получилось меланхоличное и неспешное кино о силе родственных связей, тяжкой сепарации от родителей, протяжных и тягучих буднях детства на летних каникулах. Уже пятого сентября фильм выйдет в российский прокат.
Одиннадцатилетняя Лэйси (Зои Зиглер) звонит матери (Джулианна Николсон) из летнего лагеря и заявляет: «Я убью себя, если ты не заберешь меня отсюда». Джанет приходится приехать, забрать упрямицу и провести лето практически наедине с дочерью. Героини живут в домике посреди леса в совершенном уединении. Но в уголок матери и дочери поочередно будут врываться другие люди — бойфренд (Уилл Пэттон) и подруга (Софи Оконедо) Джанет, а также лидер секты (Элиас Котеас).
В российской киноиндустрии, разумеется, тоже время от времени звучат запоминающиеся женские голоса. «Королевство» Татьяны Рахмановой — один из примеров отечественного дебюта, на который стоит обратить внимание. Фильм уже успел забрать призы на кинофестивале «Маяк» и попасть в конкурсную программу фестиваля Voices. А до конца 2024 года картину обещают выпустить в прокат.
«Королевство» хочется наречь примитивным эпитетом «важный». Сложно всем сердцем полюбить некомфортное кино об изгоях общества, но нетрудно после просмотра прийти к выводу, что этот фильм значим и попросту актуален. Сюжет вращается вокруг выпускников детского дома. Подростки решают снять огромный коттедж и устроить вечеринку, но никто не хочет прерывать праздник. Ведь вступать во взрослую жизнь страшно. Особенно когда тебе там никто не рад. Сироты превращают арендованное жилье в своеобразную крепость и противостоят людям снаружи, готовым ворваться на территорию дома.
Режиссеры разных мастей то и дело пытаются возродить ромком. Удовлетворительного результата добиваются далеко не многие. Одной из самых удачных попыток переосмыслить жанр стала картина «Улицы ржи» Рейн Аллен- Миллер. Структурно работа британки напоминает трилогию Ричарда Линклейтера: персонажи так же, как некогда герои Итана Хоука и Жюли Дельпи, изучают город и заодно друг друга.
Дом (Дэвид Джонссон) плачет в кабинке туалета выставочного пространства: парень недавно расстался с возлюбленной. Здесь же в галерее находится Яс (Вивиан Опара): девушка тоже переживает разрыв, но старается не падать духом. Молодые люди знакомятся и отправляются блуждать по Лондону. Незнакомцы размышляют на самые разные темы, едят уличную еду и, конечно же, постепенно сближаются.
«Все, что нам кажется светом» — один из самых недавних женских дебютов — успел покорить сердца критиков на Каннском кинофестивале. Российский зритель сможет оценить картину Паял Кападиа в начале следующего года в прокате. А пока стоит взять чувственную драму на заметку и терпеливо ждать премьеры.
Действие происходит в Мумбаи. В центре сюжета медсестры из дома престарелых. Одна встречается с мусульманином, другая ждет весточки от мужа из Германии. Поэтичное кино Кападиа небогато на поворотные события, лента врезается в душу по иным причинам: на экране разворачивается волшебство повседневности сестер по духу и всего индийского города в целом.
«Хорошенькая» — еще одна фестивальная весточка с Лазурного берега, которую необходимо записать в список просмотров на будущее. Фильм сняла Индиа Дональдсон, которая, по словам критиков, с особой любовью воссоздает на экране быт хайкинга. Примечательно, что до Канн «Хорошенькую» показали в Парк-Сити: от ленты действительно веет сандэнсовским духом.
Семнадцатилетняя Сэм (Лили Коллиас) вынужденно отправляется на выходные в пеший поход. Компанию девушке составляют отец (Джеймс Легро) и его друг (Дэнни МакКарти). Мужчины ведут задушевные беседы у костра: приятели то и дело проваливаются в воспоминания о прошлом, говорят об упущенных возможностях и разрушенных отношениях. Но одно неловкое слово может вскрыть пропасть между поколениями и полностью разрушить идиллическое настроение семейного хайка.
"Прошлые жизни " очень понравились, долго думала над всеми переплетенными в фильме темами. Многослойное в лучшем смысле кино.