Бюджетный вестерн, который хочет быть настоящим вестерном, но не может.
Восточный Техас, 1873 год. Шериф и федеральный маршал сопровождают бандита Итана Кроули (Маттиас Хьюз) к месту казни, но банда Кроули уже спешит, чтобы спасти лидера из тюрьмы и подвергнуть террору жителей Рио Браво. К счастью, на защиту городка встаёт стрелок Иван (Александр Невский).
Александр Невский продолжает испытывать себя, американские жанры и терпение зрителей на прочность. «Красные пророчества» — суровый экшен, сверху донизу пропитанный клюквой, отнюдь не стал последней главой в эпопее «русские в Голливуде». Бесшабашный вестерн, снятый за бесценок и, кажется, без всякой любви к главному американскому жанру, уже успел приобрести некоторые символические баллы «признания» после искусственной накрутки рейтинга развлекательными сообществами в соцсетях. Так что «Нападение на Рио Браво» получил свои минуты славы, став самым «высокооцененным» вестерном в истории кино. Но эта иллюзия, разумеется, длилась недолго.
Лента Джо Корнета начинается как фанфик по классике вестернов, держит этой мыслью все полтора часа и заканчивается, само собой, тоже как фанфик. Пока более талантливые и сноровистые киноделы в поте лица трудятся над аутентичными декорациями Дикого Запада и тщательно вымеряют кадр, в «Нападении на Рио Браво» не парятся от слова совсем: повозки, салуны, ландшафты, накинувшие шляпу и пристегнувшие кобуру актеры — все это не способствует наращиванию фактуры. Фильм кричит от павильонной дешевизны и бутафории, а ганфайтеры, по ощущениям, вот-вот достанут смартфоны и продолжат жить как современные люди XXI века — не сильно спасают и монументальные кадры с песчаными горами. Так могло выглядеть не кино, а банальная телевизионная реклама, пущенная в перерыве на каким-нибудь действительно достойном вестерне. Строго говоря, «Нападение на Рио Браво» мало чем отличался бы от фильма, который сделала группа энтузиастов на заднем дворе своего дома, будь у них качественное оборудование и продюсерские подвязки.
Чего уж говорить об Александре Невском, сыгравшем русского генерала Ивана Турчанинова и героя Гражданской войны по совместительству (реальная, между прочим, историческая личность — русский иммигрант, который попал на службу бригадным генералом в армию северян). Впрочем, если вспомнить, что Невский полтора часа держит безжизненную маску ковбоя и почти никак не развивает героя, то и акцентировать на нем внимание не стоит. Говоря о вестерне и его величинах: если безмолвие и загадочная статуарность были «фишкой» Клинта Иствуда — самого прославленного киноковбоя, то Невский дарит нам обратную сторону холодного героизма. Ту, где желательно хотя бы до финальных титров прятаться от нелепого калейдоскопа кинокадров. Возможно, роль требует от Невского большего, чем доставать оружие из кобуры и демонстративно курить на крупных планах — но каждый, как мы хорошо понимаем, как раз своими возможностями и ограничен.
На худой конец у «Нападения на Рио Браво» есть пара удалых эпизодов, более-менее приближенных к стандартам американского вестерна, но они не делают погоды. Фильм тонет в искусственности, неуместной фальши и неясных мотивировках создателей. Если план был отстрелять бутафорские патроны и проверить порог терпения у поклонников вестернов, то опус с Александром Невским, можно сказать, со своей задачей справился.