В драме "Закрытые пространства" эмо-доставщица пиццы Мария Машкова становится объектом суровых экспериментов одинокого Леонида Бичевина.
Самое ненужное, что с вами может случиться на просмотре "Закрытых пространств" – вспомнить знаменитый ютьюбовский ролик "Феерическая расстановка точек над эмо". Неуместное веселье от этого воспоминания не то что бы испортит просмотр, но помешает разобраться – к чему вся эта душевная тонкость и обнаженность чувств, все еще непривычные на пепелище эпохи тотальной иронии.
Под апокалиптический саундтрэк Леонида Федорова и Владимира Волкова несется по Москве машина доставки пиццы. За рулем машины девушка Вика (Мария Машкова), пункт назначения – мансарда, в которой обитает Веня (Леонид Бичевин). Вика думает, что Веня хочет пиццы. Но Веня хочет большего – заперев дверь, он объявляет девушке, что намерен ее изнасиловать.
Довольно быстро выясняется, что Веня насиловать никого не хочет – точнее, не это его цель. Страдая агорафобией (боязнью открытых пространств), он пытается установить эмоциональный контакт с девушкой, а насилие – самый короткий путь к близости. Против воли Вика втягивается в игру, затем к ним присоединяется Венин друг, влюбленный в затворника Ростислав и история пойдет юзом по довольно неожиданной траектории.
Рассказывать подробнее не хочется – обсуждение почти каждой детали окажется спойлером. Можно упомянуть Нелли Уварову в роли подруги Вики. Сцена, в которой две девушки пьяно голосят на крыше, обсуждая детали предстоящего (но, успокоим, не состоявшегося) самоубийства, вызывает странное чувство, как если бы славная девочка пяти лет, которой ты уже изготовился умилиться, оказалась карлицей-притворщицей – все же актрисы уже довольно взрослые для таких ролей. Или демонического Александра Ф. Скляра, сыгравшего психиатра Вени. Отметить явное желание иметь побольше общего с «Мечтателями» Бертолуччи и удивиться, зачем понадобилось столько лишних вторых планов в этой истории.
Но тут стоит вернуться к "Феерической расстановке точек над эмо". "Закрытые пространства" – фильм иногда довольно неловкий в деталях и диалогах, даже несмотря на невероятно обаятельных Машкову с Бичевиным. Но всякие побрякушки, вроде розовых эмо-оборочек, совсем уж придавить основную цель фильма не смогли – поймать "закрытые пространства" чувств и отношений, составляющих воздух юности. Удается это редко кому, в последнее время – необходимая в таком деле искренность штука довольно опасная для говорящего.
Например, повеселиться над рассуждениями девочки-подростка из "Точек над эмо" пришло 800000 человек. Это потом выяснилось, что ролик – фейк, спродюсированный компанией весельчаков-маркетологов. Самая трогающая искренность всегда подделка.
В "Закрытых пространствах" напротив – все очень всерьез. И тем больше удивление, когда фильм рождает одновременно с чувством неловкости пугающее желание сделать что-нибудь милое – покормить бездомную кошку, влюбиться или написать SMS.
С этим, конечно, нужно бороться – у кошек блохи, мобильные телефоны приводят к раку. Но испытывать эти желания и в самом деле приятно.