Не очень убедительная драмеди про опасности нетрадиционного лечения депрессии.
Когда Уолтер Блэка — отца двоих сыновей и главу когда-то успешной компании, вот уже два года страдающего от клинической депрессии, – выставляет из дома жена, тот решает покончить с собой. Однако сделать последний шаг с балкона герою мешает бобер — наручная игрушка, подобранная им на помойке за несколько часов до этого, внезапно решает заговорить со своим новым хозяином. Дальше — больше. Бобер берется восстановить отношения Уолтера с женой и поднять близкий к банкротству бизнес.
Как ни странно, но знаменитую толстовскую фразу о семьях, что несчастливы по-разному, лучше всех воспринял именно американский кинематограф. Породивший огромное количество странных семеек, он возвел их «придурочность» в некий культ, к которому посчитал нужным примкнуть и сценарист Кайл Киллен, чей «Бобер» возглавил в 2008 году так называемый черный список — список лучших неснятых сценариев, составляемый ежегодно самими продюсерами.
Однако «Тененбаумами» 2011-го семейка Блэков так и не стала. Почему — вопрос. Продюсеры переоценили сценарий? Но как не обаяться шуткой про «игрушку, выписанную в качестве лекарства». Может, навредила Джоди Фостер? Едва ли — ее постановка выглядит прилежной, хорошо выполненной домашней работой. А может, все испортил Мел Гибсон? Точно нет. Более того, образ угрюмого мужика, на наших глазах переживающего дичайшую и, по сути, совсем не смешную форму раздвоения личности (для ясности: за игрушку, надетой на руку, говорит все тот же Уолтер), можно считать публичным покаянием актера, чьи внеэкранные выкрутасы уже стали делом почти обыденным, но оттого не менее порицаемым.
Кажется, будто именно желание выделяться победило в «Бобре» все заложенные изначально смыслы. Как и старший сын Уолтера, движимый одной только целью от него отличаться, обклеивает всю комнату стикерами, исписанными их с отцом бесчисленными сходствами, фильм, призывающий нас любить друг друга несмотря на всех бобров и прочих тараканов, в конце концов, на этой фауне и сосредотачивается.
И когда с экрана звучит крамольная, казалось бы, речь о том, как «все не будет хорошо», становится очевидным: без пресловутого бобра на руке авторам, в сущности, и нечего сказать, частица «не» вставлена тут для красного словца, а семейный реюнион неизбежен как и новые антисемитские высказывания Мела Гибсона.