28 декабря 1956 года состоялась премьера фильма «Карнавальная ночь» — главной новогодней картины, которая не имела равных в советском кино по размаху. Спустя 68 лет фильм остается уникальным примером праздничного кино. Без Людмилы Гурченко представить первую режиссерскую работу Эльдара Рязанова невозможно: ее энергия, обаяние, голос и точеная фигура обеспечили фильму половину успеха. Однако главную роль должна была сыграть другая актриса: Людмила завалила пробы, но чудом оказалась на площадке второй раз.
Будущая народная артистка и всесоюзная любимица Гурченко ворвется в историю кино, став одним из символов хрущевской оттепели. Слава будет недолгой: всего спустя полтора года 21-летнюю девушку начнут травить в СМИ и освистывать на концертах, а министр культуры Николай Михайлов пообещает «стереть с лица земли» ее имя. Забвение Людмилы Гурченко продлится 10 лет.
Заваленные пробы и случайное спасение Иваном Пырьевым
Харьковчанка Людмила поступила в единственный киновуз страны — московский ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, легенд советского кино. Гурченко чуть не завалила вступительные экзамены: до последних минут в ней не видели актерского потенциала, но девушке удалось поразить комиссию — будущая актриса села на шпагат после того, как прочла текст, спела и станцевала. До «Карнавальной ночи» Гурченко снялась в двух фильмах: драме «Дорога правды» Яна Фрида и мелодраме «Сердце бьётся вновь» Абрама Роома. Ее первой фразой в кино стали пророческие слова: «Я здесь не для того, чтобы молчать!»
«Карнавальная ночь» была двойным дебютом: Гурченко впервые сыграла главную роль, а Эльдар Рязанов создал первый художественный фильм. До него будущий режиссер культовых советских картин шесть лет занимался документалистикой и киножурналистикой. Первые пробы Людмила не прошла, но второй раз на площадке появилась благодаря режиссеру Ивану Пырьеву, который еще числился художественным руководителем «Мосфильма» и курировал работу Рязанова. Пырьев увидел вместо незнакомки в коридоре киностудии Леночку Крылову во плоти — и привел на съемки, чтобы заменить неподходящую актрису. Спустя десятки лет Людмила Марковна назвала эту удачу «господином Случаем». Кстати, про него: актриса самодеятельности Людмила Касьянова, утвержденная поначалу вместо Гурченко, впоследствии переквалифицировалась в журналистку и брала у народной артистки интервью.
Символ «оттепели» и сатира на советскую власть
1956 год начался с эпохального события — XX съезда КПСС, на котором развенчали культ личности Сталина и осудили Большой террор. Так появилась прекрасная, но короткая хрущевская оттепель. В кино ее отразили драмы: «Мне 20 лет», «Иваново детство», «Дело было в Пенькове» и немногочисленные комедии: лирические, как «Я шагаю по Москве» и праздничная «Карнавальная ночь». Политический подтекст фильма принято умалчивать, хотя Рязанов специально заострял внимание на высмеивании сталинского наследия и появлении нового поколения советских людей. Именно они станут шестидесятниками, диссидентами и правозащитниками, и произойдет это спустя пару лет после выхода картины. «Карнавальная ночь» могла бы быть еще более острой сатирой на власть, если бы рядом не было Пырьева: худрук «Мосфильма» и блюститель режима в кино сместил акцент с оппозиционности на комедийность.
Даже редактура Пырьева не смогла уберечь фильм от ока цензуры: «Карнавальную ночь» пытались запретить еще до премьеры. На середине съемок работу приостановили и созвали совет из главных режиссеров СССР. Большинство заклеймили материал пошлостью и надругательством над соцреализмом. Нельзя было допустить на экраны и колкости в адрес номенклатурного Огурцова, и звучащие западные фокстрот с джазом, и даже колени Гурченко, которые выглядывали во время танца, — ужасно неприлично для комсомолки! От опалы картину спас великий Михаил Ромм, чей режиссерский авторитет был непререкаем. Ему очень понравилась «Карнавальная ночь», и после высокой оценки Ромма съемки возобновились.
Икона стиля из общежития
«Карнавальная ночь» стала главным фильмом 1957 года: его посмотрело более 48 миллионов человек. Из студентки Гурченко превратилась в популярную актрису и законодательницу мод. Советским мужчинам понравилась юная и бойкая красавица, похожая на статуэтку, а советские женщины оценили ее прическу и наряды — благодаря образам Людмилы началась мода на короткие завитые волосы и недоступный ранее буржуазный стиль New Look, созданный Кристианом Диором. Возможно, именно эта любовь советских жительниц к Диору вдохновила его отправить в Москву коллекцию во главе с Ивом Сен-Лораном: модный дом Dior стал первым западным брендом, посетившим СССР.
Несмотря на всенародную славу, Гурченко продолжала жить в общежитии, а гонорар был скромным и быстро закончился. Единственным средством заработка стали постоянные концерты: люди обожали композиции из «Карнавальной ночи» и приходили послушать «Пять минут» вживую. Достойные деньги собирались только от неофициальных концертов, с которыми новоявленная звезда колесила по заводам и шахтам СССР. Увы, эта привычная практика для советских артистов, на которую советская власть закрывала глаза, вылилась в скандал для Гурченко.
Отлучение от кино на 10 лет
Творческое общество в советское время было тесным. Известные фельетонисты Илья Шатуновский и Борис Панкин узнали о проблемах с деньгами у Гурченко — и раскритиковали ее в «Комсомольской правде». После этого актриса столкнулась с оглушительным свистом на концертах, сплетнями за спиной и отсутствием ролей в кино. Кроме этого, комедия «Девушка с гитарой» Александра Файнциммера, где Людмила сыграла главную роль, незаслуженно подверглась разгромной критике. Фильм был заказан министром культуры Николаем Михайловым ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов. После премьеры Михайлов вызвал Гурченко к себе, устроил скандал и сказал: «С лица земли сотрем! Имени такого не будет!»
Так и случилось — о талантливой актрисе забыли. Гурченко продолжала сниматься, но вместо перспективных проектов ей предлагали второстепенные или эпизодические роли в картинах студий в советских республиках, а имя Людмилы вычеркивали из списков потенциальных претенденток на роли. Сцена была к Людмиле более благосклонна: Гурченко служила в Театре-студии киноактера, «Современнике» и Госконцерте. Снова стать известной киноактрисой она смогла только в 40 лет.
Возвращение Гурченко на большие экраны
Соцреалистическая мелодрама «Старые стены» Виктора Трегубовича позволила Гурченко вернуться в кино. За исполнение серьезной, нетипичной для своего амплуа роли актриса получит Государственную премию имени братьев Васильевых. После этого удача сопровождала Людмилу Марковну в каждой работе: песни из мюзиклов «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» стали хитами, музыкальную сказку «Мама» оценили зарубежные зрители, а драматический дар наконец-то заметили режиссеры Алексей Герман, Андрей Кончаловский, Никита Михалков и Пётр Тодоровский.
Спустя 10 лет забвения актриса смогла не просто вернуться на экраны, а стать культовой фигурой для кино и культуры. Иронично, что министр культуры СССР угрожал вычеркнуть имя Гурченко из индустрии, а спустя 25 лет сам Андропов, посмотрев «Вокзал для двоих», присвоил ей звание народной артистки СССР. Этот уникальный поворот судьбы воплощает неповторимость творческой судьбы и личности Людмилы Гурченко.