Что самое страшное в хоррорах? Атмосфера, скажете вы. Или, быть может, монстры, привидения и прочая сверхъестественная нечисть. А возможно, вас пугают маньяки, носящиеся с мачете по всему лесу… каннибалы
Главный враг человека – это он сам. Как гласит народная мудрость, все проблемы и болезни от нервов. Психология вообще страшная штука. Никогда не знаешь, что выкинет твое подсознание. Одно событие может перевернуть все течение жизни, а в худшем случае и вовсе ее прервать. Стресс, неприятности, постоянные переживания порой приводят к тому, что человек ломается, он не может вынести все тяготы жизни.
Так было с двумя американскими школьницами – Одри Потт и Амандой Мишель Тодд. Первая пошла на вечеринку, там все немного перебрали, и к ней начали приставать. В итоге девочку чуть не изнасиловали… а на следующий день фотографии сексуального нападения выложили в Сеть. За публикацией пошла волна комментариев. А какие комменты чаще всего оставляют в Сети под фотками сомнительного содержания (да и вообще под любым инфоповодом), нам с вами прекрасно известно – хамские и оскорбительные. Девочка этого всего начиталась и 12 сентября 2012 года в возрасте 15 лет покончила с собой, повесившись.
Аманда Мишель Тодд также свела счеты с жизнью в возрасте 15 лет. Она просиживала часы в Интернете, убивая время в чат-рулете. Один из собеседников уговорил ее показать грудь. Потом он как-то отыскал ее в Сети, узнал адрес, школу, друзей и разослал им скриншот. Девочку это буквально убило.
Эти два случая стали базой для сценаристов фильма «Убрать из друзей», который при продюсерской поддержке Тимура Бекмамбетова снял грузинский режиссер Леван Габриадзе. По сюжету девочка Лора Барнс выпила лишнего на вечеринке, начала творить абсолютный беспредел и разврат и в конце концов просто вырубилась, светя трусами на всю округу. Это все сняли на видео и выложили в Сеть. Последовал закономерный отклик на видеоряд, и школьница покончила с собой. Но год спустя она возвращается… прямиком в чат Skype к друзьям. Ее нельзя отключить, она незримо присутствует с каждым из приятелей и постепенно их убивает, верша месть и выясняя, кто выложил в Сеть злополучное видео.
«Убрать из друзей» – весьма неординарное зрелище. Фильм делали всего 16 дней, 6 из которых пришлись непосредственно на съемки. Съемочная площадка расположилась в одном доме. Актеры уселись перед мониторами в разных комнатах, создали Skype-конференцию и принялись проговаривать сценарий от начала и до конца, шныряя по сайтам – от Wikipedia до Facebook. Самое поразительное, что Габриадзе не делил фильм на сцены. Режиссер снимал все одним длинным дублем, съемочная группа и каст несколько десятков раз прогоняли 83-минутный фильм от начала и до конца. Потом из этих изнурительных почти полуторачасовых прогонов компоновалась кинотеатральная версия.
Эффект от ленты получился противоречивый. Фобии чатов и Интернета у вас не появится, но, если в вашей компании пересмотрены все фильмы жанра хоррор, «Убрать из друзей» может стать приятным таймкиллером.
«Без сомнения, “Убрать из друзей” абсолютно нелеп, но фильм придерживается своей идеи и постоянно находит способы креативно на ней играть», – похвалил задумку Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap).
Фильм не отрывается от монитора, вам все покажут, будто через веб-камеру. Иными словами, если за первые 20 минут просмотра вы не свыклись с форматом, надеяться на положительные эмоции во время титров не стоит.
«В конце зритель скорее вернется за свой компьютер и погрузится в свою скучную цифровую жизнь, нежели еще раз посмотрит, как эту компашку зачатили до смерти», – пишет Джон ДеФор (John DeFore/The Hollywood Reporter).
Такого же мнения придерживается Майкл Ордона (Michael Ordona/San Francisco Chronicle), пеняющий на слабую актерскую игру и незапоминающихся персонажей: «Не за кого болеть, даже за мертвую девчонку не получается. Ничто в фильме не кажется достаточно серьезным. И треклятый инцидент с доведением девочки до самоубийства не вызывает никаких эмоций, и вся эта череда убийств проходит на фоне полного непонимания».
Надо отметить одну деталь, это молодежный жанр, поэтому критики постарше ругают застоялость в рамках компьютерных окон. Однако для основной киноаудитории это будет смотреться нормально – у нас в этих окнах большая часть жизни идет.
«Одновременно умный и несносный фильм, он придает новую грань жанру, который Роджер Эберт окрестил “хоррор мертвого подростка”. В “Убрать из друзей” крайне тусклые юноши и девушки пренебрегают самыми очевидными инстинктами выживания и становятся жертвами серии изобретательных кровавых убийств», – заключает Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety).
«Ужастик порой кажется настоящей бомбой, порой блистает юмором и напряженностью, но к концу сюжет становится слишком визгливым и надуманным», – пишет Дрю Тэйлор (Drew Taylor/The Playlist).
В Россию «Убрать из друзей» под лейблом Тимура Бекмамбетова Bazelevs Distribution пожалует 18 июня.
Любители хоррора, пометьте этот фильм у себя в календаре. Его заочно назвали лучшим ужастиком года, и здесь причина именно в психологии. Сюжет строится вокруг 19-летней девушки, которая позволила себе мимолетную интрижку. Свидание закончилось страстным сексом в машине, а потом молодой человек нежданно-негаданно похитил девушку. Он сказал ей страшное: «Прости меня, я передал тебе нечто. Теперь оно следует за тобой. Ты не можешь от этого избавиться или убежать, можешь только передать». Тут-то у девушки и едет крыша – ей везде мерещится ОНО, девушка всего боится… Самое страшное, что это не просто паранойя, ОНО действительно существует.
Фильм с двухмиллионным бюджетом представили на Каннском кинофестивале, и там он произвел фурор. Главная фишка в том, что у зрителя крыша едет так же далеко, как и у главной героини. Последнюю, к слову, играет 21-летняя Майка Монро, восходящая звезда, успевшая показаться в схожем по внешней стилистике «Госте».
Короче говоря, посмотрев «Оно», сна и спокойной жизни вы можете лишиться надолго.
«Фанаты раннего Джона Карпентера сразу же заметят влияние мастера – по камере, которая якобы ненароком подсматривает за раздевающимися героями, по старомодному саундтреку Рича Врилэнда, сыгранному на синтезаторе, и по метаморфозам теплых, безопасных уголков в обители ужаса», – проводит аналогии Аарон Дауд (A.A. Dowd/The A.V. Club).
«Новичок Дэвид Роберт Митчел рассказал историю смертельного проклятия настолько убедительно, что даже зритель выходит с сеанса травмированным. Не помню, когда меня настолько сильно шокировало увиденное в кинотеатре», – поражен Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian).
«У “Оно” великолепное двусмысленное название и глубокий сексуальный посыл. При этом фильм – настоящее воплощение мечты современного фаната хорроров», – поет дифирамбы ленте Митчелла британец Том Роуби (Tim Robey/The Telegraph).
«”Оно” крайне увлекательно смотрится на протяжении большей части своего хронометража. В фильме взвинчивается напряжение, периодически жаля зрителя острыми уколами, которые заставляют подскакивать над креслом на несколько сантиметров», – пугался при просмотре Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety).
В Россию лента, на самом деле выпущенная еще в 2014 году, пожалует лишь в июле – 09.07.2015. Для проката в РФ «Оно» выкупили только на прошлой неделе.