Мастерски поставленный малобюджетный триллер о том, как сладка очень холодная и тщательно спланированная месть
Мастерски поставленный малобюджетный триллер о том, как сладка очень холодная и тщательно спланированная месть.
Торговый представитель Саймон (Джейсон Бейтман) и его жена Робин (Ребекка Холл) переезжают из Чикаго в Калифорнию, чтобы начать новую жизнь на новом месте. Подростком Саймон ходил в калифорнийскую школу, и вскоре после переезда он натыкается на своего бывшего одноклассника Гордо (Джоэл Эджертон). В школе они не были друзьями, и Саймон не горит желанием общаться с Гордо, но тот навязывается в гости и начинает делать новоселам приятные и дорогие подарки. Однако чем дольше продолжаются их отношения, тем отчетливее супруги осознают, что от Гордо нужно держаться подальше…
Чтобы перейти из подмастерьев в мастера, средневековый европейский ремесленник должен был устроить пирушку для гильдии и показать на ней так называемое «произведение мастера» (masterpiece – «шедевр» в современном английском языке), наглядно демонстрирующее, что он освоил все тонкости своего ремесла. Когда смотришь дебютную режиссерскую работу австралийского актера, продюсера и сценариста Джоэла Эджертона (Оуэн из приквелов «Звездных войн», фараон Рамзес из «Исхода: Цари и боги»), сразу вспоминаешь эту старинную традицию, потому что «Подарок» – это чистой воды современное «произведение мастера». То есть малобюджетное кино, которое не выламывается из жанровых рамок и не открывает новые художественные горизонты, но которое доказывает, что Эджертон освоил новую профессию и что он может создать увлекательную картину из минимума ингредиентов и почти без помощи создателей компьютерной графики и прочих голливудцев, часто «замазывающих» режиссерские недоделки в блокбастерах.
К какому жанру принадлежит «Подарок»? Трейлер намекает, что это слэшер, который закончится кровавым побоищем, но на деле Эджертон придумал и снял куда более тонкое полотно в жанре «психологический триллер». Да, без насилия оно не обходится – равно как и без жутковатых сцен в хоррор-стиле, превращающих просторный и светлый дом главных героев в «мрачную чащу», где, фигурально выражаясь, опасность таится за каждым деревом. Но в основном это драматичное разговорное кино, и физическое насилие в нем не самоцель, а один из способов нанесения глубоких и болезненных психологических ран. Так что по сути своей «Подарок» ближе к корейскому «Олдбою», чем к голливудскому «Хэллоуину» или к «Мысу страха».
Другое дело, что это все же не «Олдбой». Картина Эджертона менее экстремальна (не только из-за того, что в ней никто никого не убивает молотком), и она разочарует тех, кто предпочитает самые жесткие экранные страсти. Также стоит посетовать на то, что последняя треть фильма до начала кульминации недостаточно динамична. После агрессивной середины ленты «Подарок» заметно провисает и надолго успокаивается, прежде чем вновь набирает обороты, и это явный сценарный сбой.
Но если к сценарию фильма можно придраться, то ведущих актеров мы можем только хвалить. Ребекка Холл убедительна и обаятельна в роли женщины, которая оказалась между двух огней (Гордо – не единственный злодей фильма…), а Саймон и Гордо превосходны в образах мужчин, которые куда сложнее, чем кажутся на первый и даже на второй и на третий взгляд. Особенно запоминается Эджертон, что и неудивительно – актер-режиссер придумал для себя роль, обыгрывающую все его достоинства и скрадывающую все его недостатки.
Напоследок отметим работу оператора и декораторов и музыку «Подарка». В психологическом триллере, который не полагается на погони и перестрелки, нет ничего важнее грамотно выстроенной атмосферы, навевающей на зрителей предписанные сценарием чувства. И картинка и звук «Подарка» идеально расставляют все эмоциональные акценты – даже в сценах, где почти ничего не происходит. Понятно, это похвала не только операторам, декораторам и композиторам, но и основному автору фильма. Ведь мастерство постановщика проявляется не только в умении делать свою работу, но и в умении находить наилучших сотрудников и грамотно ставить им задачи. И «Подарок» не оставляет сомнений, что Эджертон освоил и эту грань режиссерского ремесла.