За серией сладких рождественских сказок сегодня в прокат, видно, для компенсации идет серия неутешительного, несладкого, почти "прямого" кино. Ее следующий шедевр, "Необратимость" Гаспара Ноэ, особо рекомендовано смотреть летчикам, авто- и мотогонщикам, вообще мужикам с проверенным вестибулярным аппаратом. Они легче других осознают шедевральность, ведь все прокатчики Европы давно и справедливо решили, что перед "Необратимостью" необходимо предупреждение: ее не рекомендуется смотреть "зрителям, склонным к обморокам и эмоциональным стрессам".
Неслучайно на каннской премьере девяносто процентов зала покинули просмотр через полчаса от начала. Они были слабонервные и не были готовы. С другой стороны, неслучайно, что чуть позже в Стокгольме шведы уже были готовы, потому через полтора часа устроили овацию и признали "Необратимость" лучшим фильмом Стокгольмского фестиваля. При этом нельзя согласиться, что шедевр запрещен детям до восемнадцати. Это чистое ханжество. Не знаю, где как, но у нас тут следовало бы в обязательном порядке водить на такое кино всю мальчишескую часть средней школы, начиная хотя бы с четырнадцати – с того возраста, когда действует Уголовный кодекс. Просто принудительно, для профилактики рецидивов, следовало бы показывать его в зоне, в колониях для малолетних.
А вопрос был, как все-таки заставить поверить распавшихся и распоясавшихся современников в то, что счастье на свете есть. Разговаривать – тебе ответят по полной программе. Надо, чтобы почувствовали нутром. Но, чтобы чувствовали нутром, головой должны прежде заценить каждый миг своей распадающейся жизни. При этом просто показывать чьи-то воспоминания о разнообразных мигах – опять же ответят, и уже скучным матом. Потому и берется максимально простая история в максимально простой временной отрезок, в один день, однако не менее простым приемом обратного хода Ноэ не дает ему распасться.
Красноватая тьма, с которой все начинается и в которой минут десять повторяется одна и та же фраза, при непрекращающихся рывках камеры и постоянном перекосе изображения, в котором, в свою очередь, почти ни черта не видно – это напрягает ужасно. Моей психикой явно манипулируют. С какой стати? Сам факт изнасилования – цветочки, ничего там особенного нет, но когда при, наоборот, неподвижной камере Белуччи десять, пятнадцать раз делает одно и то же движение рукой, пытаясь освободить свой зажатый рот, нервы не выдерживают. Однако, "с какой стати доставали", в конце концов все же выяснится. Тогда-то и станет все совершенно оправданно. Дело в том, что порой нервы и не должны выдерживать – иначе с тобой что-то в принципе не в порядке.
И пусть в "Необратимости" есть также недостатки (что "время все разрушает" – неверно и несерьезно), их всегда можно накопать, но их меньше, чем благородства поставленного вопроса. В принципе фильм выводит кино на новый, актуальный уровень психоделии.