Притча о том, что жителям сектора Газа надо жить дружно
Старый рыбак (Габай) как водится, закинул в море невод и волшебным образом поймал черную свинью (вьетнамскую, как позже уточнит всезнающий приятель). В отличие от золотой рыбки, животное не сулит новых корыт, зато гарантирует массу неприятностей.
Взявшись за притчу, любой кинематографист становится похож на солдата, форсирующего болото с полной выкладкой – как бы ни было трудно, самое ценное нужно удержать на вытянутых руках над водой. Свиньи, как известно, не самые удобные для переноски животные, а арабо-израильское противостояние не самая милая тема на свете. Чтобы доиграть до логического конца притчу со столь внушительным грузом обобщений, авторам пришлось бы скатываться или в неприкрытый сарказм по примеру «Четырех львов» с их минированием ворон и шахид-маскировкой из "Маппет-шоу" или в кровожадную буффонаду до последнего патрона на манер «Печальной баллады для трубы».
Режиссер и сценарист Сильван Эстибаль напротив, принимается шутить над культурными перегибами обеих сторон тлеющего конфликта на удивление добродушно, так чтобы ненароком никого не обидеть. Начав с элегантного анекдота про рыбака, он рассказывает почти сказку, где мирные мусульмане при первой возможности позируют с "калашниковым" перед зеркалом, а евреи в это время по выражению одного из героев "делают свой гешефт" даже с недозволенных им свиней (чтобы "грязное" животное не топтало земли Израиля, хрюшке трогательно одевают носочки). Спасибо замечательному кастингу, милыми и забавными тут оказываются абсолютно все, даже улыбчивые молодые остолопы, рвущиеся занять очередь на самоподрыв ради обещанных на том свете гурий. И в этом контексте жульнический финал и ряд особо хищных метафор про два народа в одной лодке, которым злодейка-судьба подложила свинью, как-то не удивляют. После просмотра правильного фестивального кино на гуманистические темы всегда остается привкус слегка казенного оптимизма, случайно выученного урока.
И никто ведь не станет утверждать, что это гарантированно плохо. В пользу миротворческого потенциала "Перелетных свиней" говорит и честно заработанный "Сезар" за лучший дебют.