Типичный фильм Вуди Аллена, не лучший и не худший, доехал до Москвы спустя примерно три года после премьеры. Тем не менее, "Знаменитость" в прокате сегодня вполне уместна.
Фильм даже начинается с самолета в нью-йоркском небе, дымом из-под хвоста вычерчивающего "Help". Только потом окажется, что это Аллен снимает, как снимается какое-то кино. Но сначала прохожая девушка в ужасе смотрит в небо, потом японские туристы снимают "Help" в небе на камеру, а кто-то звонит в полицию. Три года назад Аллен был уверен, что некоторые вещи всерьез невозможны, что все это – только кино.
Может, именно потому комедия - несмешная. В ней очень много чего есть, и все правильно, только неправильно самое главное – уверенность в тысячелетней неизменности мироздания. Она позволяет думать, что ничего не изменится, как к мирозданию ни относись, серьезно или несерьезно. Но, грубо говоря, евреи за счет Торы, может, и выжили в тысячелетиях, а человечеству, как недавно оказалось в тысячу первый раз, снова не повезло. Это не антисемитизм, к тому же американский классик уже заслужил снисходительность человечества в каждый данный момент. Легкая улыбка в течение просмотра с уст все равно не сходит.
Журналюга Кеннета Брана тусуется с одной целью - пристроиться при знаменитостях. При Вайноне, Шарлиз и Мелани он надеется проделать это через койку, при Лео – через интеллектуальные игры, которые все равно заканчиваются в койке (без голубизны). Но все знаменитости его последовательно кидают с его интервью, сценарием, романом и заигрываниями. Если бы журналюгой был Вуди Аллен, его было бы жалко, хилого и нелепого. Брана совсем не жалко, и акцент переносится на катавасию случайных бенефисов. К примеру, кинозвезда (Мелани Гриффит) счастлива в браке, потому что с поклонниками практикует только оральный секс. Модель (Шарлиз Терон) – отличная пародия на безумных от природы длинноногих блондинок, а плейбой (Лео ДиКаприо) – на обезумевших от популярности с виду невинных красавчиков, втайне склонных к погромам и мордобою.
При этом уверенность Вуди Аллена, что так оно и есть, еще сильнее подчеркнута черно-белым изображением "Знаменитости", безупречно осуществленным Свеном Нюквистом, по совместительству в жизни – бывшим предметом бурной страсти Миа Ферроу, бывшей алленовской жены. Не менее безупречно сложен случайный сюжет. Все кончается теми же кадрами "Help" из дыма в нью-йоркском небе, только уже на великосветской премьере законченного фильма. Все персонажи сходятся в зрительном зале и, не взирая на звездный или беззвездный статус, жуют из стандартных пакетов воздушную кукурузу. Как тут не улыбнуться?
Но на все эти милые мелочи, которыми Вуди Аллен хотел спародировать нынешние представления о безумном мире кино, тоже смотришь, как на кино, из которого Аллену лучше больше не высовываться. Он пристроился - и слава богу, а зрителям после кино надо жить самим по себе.