2015 год напичкан шпионским кино. Но любое кино про агентов под прикрытием и без него всегда отходит на второй план, если один из релизов в календарном году – серия «бондианы»
С Крэйгом «бондиана» вышла на новый уровень. Если не вдаваться в подробности и не петь напропалую дифирамбы, а лишь обратиться к цифре, то – 1 000 000 000. Эту отметку «бондиана» впервые преодолела именно при Дэниэле Крэйге. Помог ему в этом Сэм Мендес.
Тандем воссоединился, чтобы снять «007: СПЕКТР». К слову, такое происходит впервые с 1989 года. Раньше режиссеры к «бондиане» возвращались, снимая сиквел за сиквелом. Джон Гленн, к примеру, снял 5 фильмов в эпоху восьмидесятых, но после этого две и более серий франшизы подряд никто не снимал. «Скайфолл» Мендеса и Крэйга задал высокую планку, и 24-му фильму нужно было ей соответствовать. Мендес и Крэйг решили пойти по знакомому пути: обратились к сюжетам старых добрых фильмов, ударились в сантименты, но в этот раз в некоторых местах пошли против канонов.
Бонд в очередной раз сам по себе. Такое ощущение, что он – внештатный сотрудник MI6. Эдакий фрилансер в дорогом костюме, оснащенный многофункциональными гаджетами и лицензией на убийство. В этот раз Бонд, зачастивший в самоволку, исполняет последнюю волю М, изображенной Джуди Денч. Он выслеживает одного заговорщика, который, оказывается, является частью тайной организации… название вам известно. Чем глубже Бонд копает, тем чаще его преследуют призраки прошлого. В общем, Мендес и Крэйг делали для вас второй «Скайфолл», напихав в него побольше экшена.
Получилось противоречиво – от полного разочарования до щенячьих восторгов.
«”СПЕКТР” абсолютно глуп, но безмерно интересен. В конце концов мне почти стало стыдно за то, что фильм настолько мне понравился – почти, – пишет Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian), отмечая британскость фильма. – Бонд вернулся, Крэйг вернулся в восхитительном, зрелищном, почти безупречном приключении с двумя нулями – есть и старомодное безрассудство, и неожиданная просноуденовская линия о зловещем тайном наблюдении, ущемляющем свободу личности. Это чистый экшен-хаос с четким чувством стиля».
«Одна из самых отрадных составляющих “СПЕКТРа” – это появившийся захватывающий экшен и множество своевременных отсылок к секретной организации, которая крадет у всех личную информацию», – отмечает Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle).
Это были те, кто рукоплескал 24-му Бонду, выйдя из зала. Теперь перейдем к тем, кто покинул уютное кресло перед экраном с более ровным настроением.
«Такое ощущение, что фильм собрали из разных кусков наспех написанных сценарных набросков, не пытаясь сделать нечто цельное», – считает Оливер Литтелтон (Oliver Lyttelton/The Playlist).
«Первый акт хорош. Он полон мрачных предзнаменований и бравурных киношных росчерков. Однако финальный час разочаровывает, в нем слишком много заготовленных твистов и героев, следующих своим архетипам», – жалуется Стивен Долтон (Stephen Dalton/The Hollywood Reporter), обращающий внимание на сходство с последней «Невыполнимой миссией».
Общего действительно много – экзотические локации, место финальной «битвы», Синдикат и СПЕКТР, даже некоторые эпизоды зеркально похожи. Однако у 007 перед Итаном Хантом есть одно весомое преимущество, а именно визуальное превосходство.
«”СПЕКТР” по сравнению с “Племенем изгоев” может похвастать визуальным изяществом, спасибо оператору “Интерстеллара” Хойте Ван Хойтему», – продолжает Долтон.
Многие винили в таком сдержанном восприятии «СПЕКТРа» его предшественника – «Скайфолл».
«Возможно, “Скайфолл” создал ожидания, которые были слишком завышены. Как бы то ни было, за все то, что сделал Крэйг, он был достоин более громкого, более умного завершения», – ворчит Крис Нэшэвэти (Chris Nashawaty/Entertainment Weekly).
«Чего не хватает, так это той неожиданной эмоциональной подложки “Скайфолла”. Фильм сохраняет ностальгический настрой своего предшественника, но несет его с меньшим напором сентиментализма», – копается в своих эмоциях Гай Лодж (Guy Lodge/Variety).
На все это есть ответ у британца (критики с Туманного Альбиона как-то лучше понимают нового Бонда, они поголовно его смакуют) Кима Ньюмана (Kim Newman/Empire): «Даже если он не так хорош, как “Скайфолл”, в ”СПЕКТРе” все равно есть сцены, которые войдут в число лучших в истории “бондианы”».
Дэниэл Крэйг, в свою очередь, войдет в историю как один из лучших Бондов. Возможно, «СПЕКТРом» он сказал свое «прощай» франшизе. Слово «возможно» тут появилось ввиду непостоянства британца. В конце сентября он сказал, что будет играть 007 до тех пор, пока ему будет позволять его физподготовка. Через неделю уже на другой пресс-конференции Крэйг заявил, что лучше вскроет себе вены, чем еще раз снимется в «бондиане».
К слову, сейчас Дэниэлу Крэйгу 47 лет. Пирсу Броснану, когда он оставил франшизу, было 49, Роджеру Муру – и вовсе 58, великому и несравненному Шону Коннери – 53 (если считать «Никогда не говори никогда»). Так что запас у Крэйга есть, но, даже если он решил поставить крест на своей карьере в MI6, ушел он более чем достойно… Точнее, уехал на ревущем Aston Martin по улицам Лондона под всем известную музыкальную тему. Крэйг уходит не по-английски, «СПЕКТРом» он попрощался со зрителем.
В российском прокате «СПЕКТР» стартует 6 ноября.