Обзор иностранной прессы по фильмам «Большие глаза» и «Уильям Тернер»
Если у вас есть кисть, холст, мольберт, палитра и вагон вдохновения, то вы художник. Все именно настолько просто, ведь, чтобы затесаться в мир искусства, вовсе не обязательно иметь твердую руку и уметь переносить на бумагу то, что видишь. Джексон Поллок, к примеру, обходился без мольберта и, рисуя, не прикасался кистью к холсту. Не поверите, но есть еще более простой способ войти в историю изобразительного искусства. Если Поллок малевал кляксы, которые, между прочим, продаются за баснословные суммы, то Энди Уорхол вошел в историю благодаря изображениям консервных банок, а Марк Ротко умудрился занять место в когорте самых дорогих художников благодаря трем полоскам красно-оранжевого цвета. Если вы думаете, что тоже так сможете, флаг вам в руки. Главное, не просто хотеть, а делать!
В шестидесятых писком моды среди ценителей стали картины, изображающие женщин и детей с большими глазами. Они были настолько большими, что занимали пол-лица – кто-то называл такие глаза собачьими, кто-то усмотрел в этом японские мотивы, но при любом раскладе их покупали, ведь глаза же – зеркало души. Такой всплеск популярности принес автору картин известность и деньги, автором был некто Кин.
Эта простая подпись Keane и стала предметом распрей, которые вылились в увлекательную историю. Супруги Уолтер и Маргарет Кин не могли определиться, кто же написал детишек с большими глазами, развелись и дошли до суда. За подробностями обратитесь к фильму Тима Бертона, Скотта Александера и Ларри Каражевски «Большие глаза».
«Большие глаза» – на самом деле лента из ряда вон, хотя обычный зритель этого и не заметит. Для начала, это первый байопик Бертона за 20 лет, а предыдущий, к слову, тоже писали Скотт Александер и Ларри Каражевски. На этом набор знакомых исполнителей заканчивается, ибо это первый фильм Бертона, в котором нет кого-то из предыдущих работ режиссера – ни Джонни Деппа, ни Майкла Китона, ни Вайноны Райдер, ни Хелены Бонэм Картер, с которой Бертон расстался незадолго до премьеры ленты, и даже символично, что «Большие глаза» обошлись без нее. Кстати, на память у Бертона останется портрет Хелены за авторством Маргарет Кин… ну и чихуахуа.
Если отойти от сухой статистики и перечислений, кто есть в «Больших глазах», а кого нет, то достаточно сказать, что новый фильм Бертона отличается от предыдущих своей яркостью, многообразием цветов и иным общим духом.
Большинству жизнерадостный Бертон понравился, «Большие глаза» нарекли красивыми, жизнеутверждающими, приятными глазу и тому подобное. Правда, большинство – это еще не все.
«”Большие глаза” – быть может, не самый плохой фильм Тима Бертона, ведь “Планете Обезьян” никуда не деться, но он близок ко дну. Эта работа выводит на поверхность все слабые стороны Бертона как режиссера и подчеркивает отсутствие сильных сторон. Кричаще яркий, поверхностный, навязчивый, самодовольный – этот фильм подтверждает, что Бертон, вне всяких сомнений, не очень-то заинтересован в человеческой натуре и может свести все свое творчество к мультфильмам», – явно недоволен Тай Берр (Ty Burr/The Boston Globe).
На радость Бертону и прокатчикам «Больших глаз», бостонский критик – единственный столь негативно настроенный. В поверхностности режиссера действительно упрекали, но одними мультиками заниматься не предлагали.
«Несмотря на острый феминистский настрой, “Большие глаза” ни на секунду не теряют своей легкости. Возможно, урок, который мы должны извлечь из этого фильма, в том, что Бертону стоит почаще выходить за пределы мрачной, жуткой зоны комфорта», – поддержал начинание макабричного постановщика Крис Нэшэтэуэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly).
«Кадр за кадром “Большие глаза” подтверждают, что это один из самых красивых фильмов 2014 года, но этих слов недостаточно, чтобы описать ленту. “Большие глаза” не просто приятен на вид, не просто симпатичен, он проницателен. Его сделали люди, которые понимают, что несет в себе картинка с экрана, какой у нее подтекст и психологический эффект на аудиторию», – восхищается Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle).
«”Большие глаза” – это увлекательная трактовка поп-культуры без причудливого привкуса, который обычно демонстрирует Бертон. Лишь в магазинных галлюцинациях Маргарет мы улавливаем нечто от Бертона, в остальном же “Большие глаза” милы и, позволим сказать так, нормальны», – высказался Стив Персэлл (Steve Persall/Tampa Bay Times).
Посмотреть на «нормальный» фильм Тима Бертона вы можете уже сегодня, в прокате «Большие глаза» с 8 января 2015 года, а потом сходить на сайт Маргарет Кин и выбрать себе картину из галереи. Как вы понимаете, с выходом фильма там наблюдается ажиотаж, поэтому торопитесь.
Мистер Тернер не рисовал людей с большими глазами – уж простите за такую параллель между великим живописцем и художницей из Нэшвилла, – но тоже был художником из ряда вон, по крайней мере своего поколения. Сейчас мы заходим в Музей Жоржа Помпиду и тычем пальцем в работы, намалеванные чуть ли не куриной ногой, а во времена Тернера, в XIX веке, некоторые позволяли себе посмеиваться над Уильямом Тернером, предвестником французских импрессионистов.
Многие его картины далеко не сразу получили признание: «Снежная буря», «Последний рейс корабля “Отважный”», «Современный Рим», «Дождь, пар и скорость» и многое другое. Ленту, правда, снимают не только из-за картин, а из-за одиозности Тернера. Он позволял себе тыкать кистью с красной краской в полотна посреди музея, привязывал себя к мачте корабля, чтобы прочувствовать настроение будущей картины. Само собой, не обошлось и без женщины в этой истории. В общем, режиссеру и сценаристу Майку Ли было о чем рассказать.
Главную роль сыграл Тимоти Сполл, и сыграл так, что получил приз Каннского кинофестиваля и Европейской киноакадемии. Поговаривают, что и на «Оскаре» «Мистера Тернера» отметят.
«Поблескивая претензией на награды, великолепная картина Ли смешит и вводит в замешательство. Это портрет стареющего человека, нарисованный со всей душой и вдохновением», – пишет Иэн Нэйтан (Ian Nathan/Empire).
«Сполл сделал Тернера человечным и ранимым, и от этого эффект от его художественных талантов выглядит еще более впечатляющим, будто он действительно дарован богом», – считает Робби Коллин (Robbie Collin/The Telegraph).
Между прочим, Сполл перед съемками «Уильяма Тернера» действительно учился рисовать, правильно стоять у мольберта и осваивал различные техники. В конце концов, нельзя же играть художника, не понимая всей сути профессии.
«Какой же шикарный фильм, богатый и поразительный с самого начала, который сразу же настраивает на свою волну. Он смешной, безукоризненный визуально. Он совмещает в себе домашнюю интимность и эпический размах. В нем есть лиричность, таинственность, которыми приправляется каждая сцена, будь то трагедия или комедия», – насладился картиной Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian).
В России проката «Уильяма Тернера» не было и, возможно, не будет, хотя номинация на «Оскар» все еще может изменить, и байопик в состоянии в последний момент угодить в февральский график релизов.
К слову, как и в случае с «Большими глазами», «Уильям Тернер» оживил интерес к картинам художника. Правда, купить работы британского живописца будет чуть сложнее, чем картины с большими глазами.