Атмосферный и нестандартный «баркеровский» хоррор, который не рекомендуется тем, кто слаб желудком, и тем, кто считает, что на каждый вопрос должен быть дан ответ
Атмосферный и нестандартный «баркеровский» хоррор, который не рекомендуется тем, кто слаб желудком, и тем, кто считает, что на каждый вопрос должен быть дан ответ.
Полицейский экипаж из пяти человек принимает вызов в отдаленный район, пользующийся дурной славой, да еще и в ночь, когда наш и потусторонний мир, если верить суевериям, сливаются воедино. Дом, который им предстоит обследовать, на первый взгляд заброшен, но это впечатление обманчиво – в этих пустых коридорах притаилось зло.
Пока российские кинематографисты силятся выдать в «страшном» жанре что-то, что не было бы стыдно хотя бы просто показывать в одном кинотеатре с западными образцами, в Турции создали фильм ужасов, без особого труда и вложений выбравшийся за пределы родной страны. Так, «Ключ от преисподней» можно найти в списках лучших хорроров года сразу нескольких главных тематических сайтов мира, да и призы фестивалей Fantastic Fest и Morbido Fest тоже на дороге не валяются.
Постановщик Кан Эвренол в кино уже почти десять лет, но до сих пор он создавал исключительно короткометражки. Из короткометражки растут ноги и у «Ключа из преисподней» – его первую 11-минутную версию Эвренол снял в 2013 году, и у истории о пяти полицейских, попавших в ловушку жуткого культа, потенциал увидели многие. Для полного метра Эвренол не стал принципиально менять сюжет (и оставил на своих ролях двух ключевых актеров), но и расширять его тоже – хотя фильм длится полноценные полтора часа, «добавленное» время авторы используют не для того, чтобы добавить происходящему внятности, а чтобы глубже окунуть зрителя в лавкрафтианский гротеск, где сны перемешиваются с реальностью.
В числе своих вдохновителей Кан Эвренол называет Дарио Ардженто и Лючио Фульчи, и хотя влияние этих классических жанровых постановщиков в «Ключе от преисподней» просматривается без особого труда, в первую очередь фильм вызывает ассоциации с творчеством Клайва Баркера – тема ужаса перед истязаниями плоти занимает в картине одно из главных мест. Жестокий лидер культа, с которым придется столкнуться героям, во многом напоминает незабвенного Пинхеда из «Восставшего из ада», и отдельно нужно отметить, что это кино для тех, кто способен выдержать подробные сцены потрошения или выковыривания глаз.
Объяснять что-то и вообще давать ответы режиссер не собирается. Что это за культ, чего его лидер хочет от своих пленников, что значат его действия, нам так и не объяснят, и это работает на общую атмосферу маетного морока – слишком бредового, чтобы его принять, но при этом абсолютно реального. В кошмарном сне ничего не значат и такие понятия, как логика и внятная драматургия, – в этом плане «Ключ от преисподней» шероховатый, неровный и даже, пожалуй, неловкий, хотя к его сбивчивости довольно быстро привыкаешь.
Очень важно, что нагнать жути постановщику удается при полном отказе от «дешевых» способов напугать зрителя – в это трудно поверить, но в «Ключе от преисподней» нет ни одного «бу»-эффекта с неожиданными оркестровыми ударами. Чтобы спровоцировать мурашки, Эвренолу достаточно вязких рапидов, экстремально крупных планов, сюрреалистично омерзительного звука и завывающего синти-попа (пламенный привет Николасу Виндингу Рефну!), и это достойно большого уважения. По-ремесленнически бездумно закидать зрителя жанровыми клише могут многие, «Ключ от преисподней» же, невзирая на его повествовательные недочеты и простоватый финал, недостойный предыдущих полутора часов, – работа штучная и оттого очень запоминающаяся.
С 14 апреля в кино.