Пятнадцать известных актрис, которые также прославились как постановщицы
«Несломленный» – уже второй «закадровый» фильм Анджелины Джоли, и поговаривают, что звезда может вовсе отойти от работы на камеру и полностью посвятить себя режиссуре. По чьим стопам идет Джоли? Вот еще пятнадцать известных актрис, которые также прославились как постановщицы. Поскольку это не хит-парад, героини перечня расставлены в хронологическом порядке их режиссерских дебютов.
В юности Светлана Дружинина готовилась к карьере балерины Большого театра, однако после серьезной травмы она была вынуждена переквалифицироваться в актрисы. Ее экранная карьера началась с комедии 1955 года «За витриной универмага». Самая известная актерская работа Дружининой – Анфиса в знаменитой комедии 1961 года «Девчата». Несколько лет спустя она поступила на режиссерский факультет ВГИКа, а в 1974 году Дружинина дебютировала как постановщица полнометражного кино с драмой «Исполнение желаний». Ее главный вклад в отечественное кино – популярнейшая приключенческая лента 1987 года «Гардемарины, вперед!». Также она выпустила эпический девятисерийный исторический цикл «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» и сняла музыкальные комедии «Дульсинея Тобосская», «Сватовство гусара» и «Принцесса цирка».
В наши дни в основном на слуху младший сын знаменитого режиссера Сергея Бондарчука Федор Бондарчук. Однако его старшая сестра Наталья – также примечательная актриса и режиссер. Как кинозвезда она более всего известна по роли Хари в «Солярисе», Марии Волконской в «Звезде пленительного счастья» и царевны Софьи в «Юности Петра». Как постановщица Наталья Бондарчук дебютировала в 1977 году с трехчастной антологией «Пошехонская старина» (ее сорежиссерами были Николай Бурляев и Игорь Хуциев). В 1985-1986 годах она сняла популярную детскую дилогию «Детство Бемби» и «Юность Бемби». Ее самая громкая работа последних лет – драма 2006 года «Пушкин. Последняя дуэль» с Сергеем Безруковым в заглавной роли.
Звезда из семьи еврейских эмигрантов из Российской империи, Стрейзанд еще подростком начала выступать как певица в клубах и кабаре. На протяжении 1960-х и 1970-х она постепенно стала одной из ведущих американских поп-звезд. В 1968 году Стрейзанд также начала сниматься в кино, и ее дебют в трагикомедии «Смешная девчонка» принес ей актерский «Оскар». Свой второй «Оскар», на сей раз за лучшую песню, Стрейзанд получила за музыкальную драму «Рождение звезды» (1976). После провала комедии 1981 года «Всю ночь напролет» она решила взять свою экранную карьеру в собственные руки, и в 1983 году она выпустила свой режиссерский, сценарный и продюсерский дебют «Йентль». Эта картина принесла Стрейзанд «Золотой глобус» за режиссуру. Позднее она также поставила фильмы «Повелитель приливов» (1991) и «У зеркала два лица» (1996). Нынешним российским зрителям Стрейзанд преимущественно известна по ролям в комедиях «Знакомство с Факерами» и «Знакомство с Факерами 2».
Младшая сестра сценариста, продюсера и режиссера Гарри Маршалла, Пенни Маршалл перебралась в Голливуд вслед за своим братом и в конце 1960-х начала сниматься в малобюджетном кино и на ТВ. Первую известность ей принесла роль второго плана в ситкоме «Странная парочка» (1970-1975). В 1976 году Маршалл стала любимицей Америки, когда ее брат доверил ей одну из двух главных ролей в популярнейшем женском ситкоме «Лаверн и Ширли» (1976-1983). Работая над этим шоу, Маршалл поставила несколько серий как режиссер, и после завершения «Лаверн и Ширли» она дебютировала как кинорежиссер со шпионской комедией «Джек-попрыгун» (1986). Комедия 1988 года «Большой» сделала Маршалл первой женщиной-режиссером, чей фильм собрал более 100 миллионов долларов в мировом прокате. Также она известна по лентам «Пробуждение», «Их собственная лига», «Человек эпохи Возрождения», «Жена священника» и «Сильная женщина».
Джоди Фостер начала сниматься еще ребенком – сперва в рекламе, а затем на ТВ и в кино. В частности, в 1973 году она снялась в киноэкранизации «Тома Сойера». Роль несовершеннолетней проститутки в драме 1976 года «Таксист» принесла ей номинацию на «Оскар». Вообще, 1976-й был одним из лучших в ее карьере. Напротив, начало 1980-х было для Фостер не слишком удачным, а вот в конце десятилетия и начале 1990-х актриса получила два «Оскара» – за судебную драму «Обвиняемые» (1988) и триллер «Молчание ягнят» (1991). В том же 1991 году Фостер дебютировала как режиссер с семейной драмой «Маленький человек Тейт». Также она сняла картины «Домой на праздники» и «Бобер». Однако Фостер до сих пор куда более известна как актриса. Свою последнюю на сегодняшний день роль Фостер сыграла в фантастическом фильме 2013 года «Элизиум: Рай не на Земле».
Бетти Томас пришла в кино кружным путем. После окончания университета она преподавала в школе изобразительное искусство и подрабатывала официанткой в чикагском театре комедийных импровизаций The Second City. Однажды ее уговорили выйти на сцену, и ей так это понравилось, что вскоре она стала полноправным членом труппы и переехала в Голливуд, когда The Second City открыл там свой филиал. В 1976 году Томас начала играть эпизодические роли в малобюджетных комедиях, а в 1981 году она прославилась, когда получила одну из ключевых ролей в популярном полицейском сериале «Копы с Хилл-стрит» (1981-1987). Работа на ТВ позволила ей плавно перейти к режиссуре – сперва телевизионных серий и фильмов, а затем и кинолент. Томас дебютировала в полнометражном кино с романтической комедией 1992 года «Только ты». В дальнейшем она поставила комедии «Части тела», «Доктор Дулиттл», «28 дней», «Обмануть всех», «Сдохни, Джон Такер!» и «Элвин и бурундуки 2».
Уроженка Люксембурга, Анн провела детство в Португалии. Подростком она перебралась в Париж, чтобы заниматься танцами, и в 1980 году режиссер Робер Оссейн пригласил ее в театральную постановку «Горбуна из Нотр-Дама». В том же году девушка дебютировала в подростковой романтической драме «Нежные кузины». Проведя следующее десятилетие в кино и на ТВ, Фонтен дебютировала как кинорежиссер с комедией «Истории любви плохо заканчиваются… в основном» (1993). Трагикомедия 1997 года «Сухая чистка» принесла ей сценарный приз Венецианского фестиваля, и о Фонтен заговорили как о значимой французской постановщице. Самая известная в России из ее многочисленных последующих лент – байопик 2009 года «Коко до Шанель» с Одри Тоту в главной роли.
Эдриэнн Шелли начала играть в театре, когда ей было всего десять лет. После школы она поступила на кинематографический факультет Бостонского университета, но вскоре бросила учебу и переселилась в Нью-Йорк. Несколько лет спустя Шелли дебютировала в кино, в мелодраме Хэла Хартли «Невероятная истина» (1989). После череды ролей в независимых жанровых лентах Шелли в 1994 году дебютировала как режиссер со среднеметражной картиной «Городская легенда». Ее полнометражным постановочным дебютом стала комедия 1997 года «Внезапный Манхэттен». В 1999 году Шелли сняла Элли Шиди в романтической комедии «Я заберу тебя туда», а в 2007-м в прокат вышла ее самая известная лента – мелодрама «Официантка» с Кери Расселл. К несчастью, Шелли до премьеры «Официантки» не дожила. 1 ноября 2006 года она была задушена вором, забравшимся в ее квартиру. Преступник был пойман и осужден на 25 лет без права досрочного освобождения.
Дочь «живого классика» Фрэнсиса Форда Копполы, София начала сниматься вскоре после рождения. Ее экранным дебютом стала роль младенца в финале «Крестного отца». Повзрослев, она продолжила сниматься в отцовских лентах. Однако после того, как ее «взрослая» роль в «Крестном отце 3» была оценена критиками и зрителями как бездарно сыгранная, девушка практически прекратила играть в кино (хотя и засветилась, например, в первой серии второй трилогии «Звездных войн»). Решив, что ей лучше пойти по отцовским стопам, София в 1998 году сняла короткометражку «Превзойти звезду», а год спустя впустила полнометражную подростковую драму «Девственницы-самоубийцы». Ее следующая картина «Трудности перевода» принесла Копполе «Оскар» за лучший сценарий и номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру. Также она поставила фильмы «Мария-Антуанетта», «Где-то» и «Элитное общество».
Дочь известного итальянского постановщика триллеров и хорроров Дарио Ардженто, Азия впервые появилась на экране в девятилетнем возрасте, в сериале 1985 года «Мечты и реальность». Год спустя она снялась в спродюсированном ее отцом хорроре «Демоны 2». Первой совместной работой Дарио-режиссера и Азии-актрисы стал хоррор 1993 года «Травма». Год спустя Ардженто снялась во французском приключенческом фильме «Королева Марго». После съемок в отцовских лентах «Синдром Стендаля» и «Призрак Оперы» Азия в 2000 году дебютировала как режиссер полнометражного кино с полуавтобиографической драмой «Пурпурная дива». Ее второй значительной режиссерской работой стала драма «Цыпочки» (2004), а третьей – драма 2014 года «Непонятая». В основном же Ардженто продолжает работать как актриса. Так, в 2014 году она сыграла в картине совместного английского и бангладешского производства «Шонграм» режиссера-дебютанта Мунсура Али.
Родившись в парижской театральной семье, Жюли впервые вышла на подмостки, когда ей было всего пять лет. В 1984 году Жан-Люк Годар доверил 14-летней девочке небольшую роль в криминальной ленте «Детектив», а уже в 1987-м Жюли сыграла заглавную роль в фильме «Страсть Беатрис». Эта работа принесла ей номинацию на «Сезар». Международную славу Дельпи принесла картина Агнешки Холланд о нацистской Германии «Европа, Европа» (1990). Также она снялась у Кшиштофа Кеслёвского в «Три цвета: Белый», у Роджера Эйвери в «Убить Зои» и у Ричарда Линклейтера в «Перед рассветом». Проведя вторую половину 1990-х и начало 2000-х в неудачных попытках стать голливудской звездой, Дельпи в 2004 году была вместе с Линклейтером и Итаном Хоуком номинирована на «Оскар» за сценарий фильма «Перед закатом», сиквела «Перед рассветом». Двумя годами ранее Дельпи сняла в Лос-Анджелесе свой первый полнометражный режиссерский проект «В поисках Джимми». Также она поставила фильмы «2 дня в Париже», «Графиня», «Каникулы на море» и «2 дня в Нью-Йорке».
Еще школьницей Рената начала сочинять рассказы, и потому в 1984 году она поступила во ВГИК на сценарный факультет. В 1989-м Литвинова дебютировала как актриса в эпизоде комедии «Две стрелы. Детектив каменного века». Сперва она работала в кино как сценаристка, а затем в 1994 году получила главную роль в фильме Киры Муратовой «Увлеченья». Над муратовской лентой 1997 года «Три истории» Литвинова работала и как актриса, и как сценарист. В 2000 году она обрела мейнстримную актерскую известность, снявшись в сериале «Граница. Таежный роман». В том же году Литвинова дебютировала как режиссер с документальным фильмом «Нет смерти для меня». В 2004-м она сняла свою первую полнометражную художественную картину «Богиня: Как я полюбила». Также Литвинова поставила ленту 2012 года «Последняя сказка Риты» и сняла два фильма-концерта для рок-звезды Земфиры. Тем не менее преимущественно она работает как актриса. Ее последняя на сегодняшний день роль – в комедии Романа Качанова «Гена Бетон» (2014).
Сара Полли родилась в Торонто и, в отличие от многих талантливых канадцев, связанных с кино, не бросила родину и не перебралась в Голливуд. Она еще девочкой дебютировала в кино в новогодней диснеевской картине «Волшебное Рождество» (1985), сыграла одну из основных ролей в фильме Терри Гильяма «Приключения барона Мюнхгаузена» (1988) и прославилась на всю Канаду, когда начала играть в историческом сериале «Дорога на Эйвонли» (1990-1996). В 1994 году Полли снялась у Атома Эгояна в драме «Экзотика», а в 1999-м она появилась в известных артхаусных лентах «Экзистенция» и «Экстази». В том же году Полли поставила свою первую короткометражку «Лучший день моей жизни». В 2006 году она дебютировала в полнометражном кино с драмой «Вдали от нее», которая получила семь канадских кинопризов «Джини» и удостоилась двух номинаций на «Оскар». В 2011 году Полли сняла комедийную мелодраму «Любит/Не любит», а в 2012-м – документальный фильм о своей семье «Истории, которые мы рассказываем».
Мадонна выпустила свой первый сингл в 1982 году и уже два года спустя была одной из ведущих (и самых скандальных) поп-звезд планеты. В 1985 году она снялась с Розанной Аркетт в комедии «В отчаянии ищу Сьюзен», но ни эта, ни последующие попытки Мадонны играть в кино не принесли ей признания зрителей и критиков. Единственным исключением стала картина 1992 года «Их собственная лига», в которой у поп-звезды была сравнительно небольшая роль. Также был сравнительно высоко оценен мюзикл 1996 года «Эвита», где Мадонна была в своей, музыкальной стихии. Напротив, поставленная Гаем Ричи комедия «Унесенные» считается одной из худших лент 2002 года. Хотя ее музыкальных достижений было вполне достаточно, чтобы вписать Мадонну в историю искусства, она все же продолжила попытки покорить кинематограф уже как режиссер. В 2008-м Мадонна выпустила комедию «Грязь и мудрость», а в 2011-м – байопик «МЫ. Верим в любовь». Оба фильма были приняты без особых восторгов.
Уроженка провинции Аньхой на востоке Китая, Жао Вей (также известная как Викки Жао) в детстве готовилась стать учительницей. Однако когда в 17 лет ей довелось сыграть в массовке картины «Душа живописца» (1994), девушка заразилась «актерской лихорадкой» и обзавелась новой мечтой. Уже в следующем, 1995 году Жао сыграла одну из основных ролей в драме «Тюремный ангел», а в 1998-м она прославилась на всю Юго-Восточную Азию, когда сыграла в популярнейшей телевизионной костюмной драме «Моя прекрасная принцесса» (1998-1999). На Западе с Викки Жао познакомились благодаря комедии «Шаолиньский футбол» (2001). В 2008-2009 годах актриса сыграла в эпопее Джона Ву «Красный утес», а в 2009 году она изобразила Мулан в одноименном историческом боевике. В 2013 году Викки Жао дебютировала как режиссер с молодежной драмой «Так молоды» и стала первой китайской постановщицей, чья картина заработала более 100 миллионов юаней. Итоговые сборы ленты составили 715 миллионов юаней (116 миллионов долларов). Это один из лучших результатов во всей истории китайского кино.