Нравоучительная семейно-криминальная драма о том, как важно ходить в школу и не слушаться родителей, если они учат плохому
Чад Катлер (Майкл Фассбендер) – отличный криминальный водитель. Полиция не может поймать и уличить его, даже если знает, кто за рулем. Однако сбежать от своей семьи Чад не может. Их преступным кланом руководит Колби Катлер (Брендан Глисон), отец Чада, который некогда настоял на том, чтобы Чад не посещал школу и ничему не учился. Теперь мужчина не умеет писать, и он ничем не может заниматься, кроме тех преступлений, которые совершает вместе с родными. Хотя Чад требует, что его дети посещали школу, влияние Колби слишком сильно, и ребята направляются по той же дорожке, по которой некогда прошел Чад.
Русское название первой полнометражной киноленты британского телевизионного постановщика Адама Смита заверяет зрителей, что их ждет захватывающая аферистская история. Но это лишь рекламная приманка для тех, кто ориентируется по заглавиям картин и не копает глубже. Да, в «Афере» есть пара захватывающих и сильно снятых экшен-сцен, в которых Чад мастерски улепетывает от полиции, но это отнюдь не конкурент «Форсажу» и менее дорогим и размашистым криминальным боевикам сходного толка. В основе своей «Афера» – это семейная драма о том, как асоциальное воспитание превращает детей в рабов своих родителей.
Чтобы счастливо жить в мире, нужно играть по его правилам и пользоваться всем, что он может предложить. Чад Катлер вполне мог бы быть счастлив. Мы видим, что это неглупый, мужественный, ответственный парень, который старается быть хорошим отцом и мужем. Но мы также видим, что он не может выбраться из-под пяты своего отца, который превратил Чада в закоренелого преступника, чье место либо в угнанной машине, либо в тюрьме. Причем для Колби это вопрос принципа. Он настаивает, что его внуки не должны ходить в школу, и уверяет, что там их не научат ничему хорошему и полезному: «Как Земля может быть круглой, если я вижу, что она – плоская?!»
Хотя Колби нельзя назвать полным социопатом, ясно, что он делает то, что он делает, чтобы держать семью под контролем и пользоваться в ней непререкаемой властью. «Свобода» не ходить в школу, ругаться матом, совершать преступления и делать все, что заблагорассудится, оказывается более страшной тюрьмой, чем реальное заключение. По крайней мере, британские полицейские руководствуются законом, и без улик они не могут ничего серьезного сделать с Чадом, даже когда его клан грабит особняк одного из влиятельнейших людей в юридическом мире. Колби же не связан ничем, кроме своего «внутреннего убеждения». Это ставит Чада в невозможное положение. Он не может сбежать из семьи, но и не может больше жить в удушающей атмосфере, которая искорежила его и подбирается к его детям.
Конечно, это не оригинальная семейная история, но в ней достаточно интересных сюжетных деталей, неожиданных трагикомичных моментов и колорита, чтобы «Афера» не воспринималась как точная копия аналогичных постановок. Кроме того, Глисон и Фассбендер – мощные и харизматичные звезды, на которых приятно смотреть, даже когда их персонажи не вызывают сочувствия. Другие актеры тоже хорошо подобраны. Скажем, Линсди Маршал лучше смотрится в роли жены Чада, чем она смотрелась в роли Клеопатры в сериале «Рим».
К сожалению, «Афера» – это больше выпуклый семейный портрет, чем захватывающее повествование, и ее концовка хоть и психологически обоснована, но слабовата в сравнении с тем, как обычно заканчиваются подобные истории. Пшик вместо взрыва всегда разочаровывает – особенно когда в главной роли Фассбендер, которого мы в последние годы привыкли видеть в боевиковых блокбастерах. Также история об ограблении особняка оказывается «чеховским ружьем», которое толком не стреляет, хотя и играет существенную роль в повествовании. Иными словами, «Афера» неплохо придумана, но не до конца продумана, и это портит впечатление от потенциально сильного полотна.
С 16 марта в кино.