Обзор иностранной прессы по фильмам «Невероятная жизнь Уолтера Митти» и «Внутри Льюина Дэвиса»
За окном серое небо, по подоконнику стучит дождь, перед глазами монитор, а под пальцами стрекочет клавиатура. Все кажется унылым, и в голову лезет вопрос: «А белый воротничок не жмет?» Хочется заняться чем-то другим, потешить свое самолюбие и сделать вещь, которой будешь гордиться: сигануть с парашютом, пробежать марафон, покорить Эверест, переплыть Ла-Манш, полететь на Марс, встретить пришельцев, поселиться в другой галактике… В общем, осуществить то, о чем когда-то грезил.
Уолтер Митти – представитель офисного планктона, погрязший в работе и блуждающий в каменных джунглях города. Он трудится в журнале Life, и, по сути, этот труд и стал «жизнью» – рутинной, монотонной, серой и каждый день одинаковой. По-настоящему Уолтер живет только в своих мечтах, и однажды он решается превратить свои фантазии в явь.
«Митти хочет стать лучше самого себя, другой версией самого себя», – поясняет режиссер и исполнитель главной роли «Невероятной жизни Уолтера Митти» Бен Стиллер (Variety).
Стиллер поведал, что отчасти лента биографична – он вложил в сюжет много от себя, свои переживания и размышления. В итоге получилась картина без жанра: не комедия, но и не драма – фильм без целевой аудитории и какого-то однозначного настроения.
В основу сюжета «Невероятной жизни Уолтера Митти» легли рассказ Джеймса Турбера, в котором не наберется даже 2000 слов, и фильм 1947 года, сделавший ставку на юмор. Продюсер ленты, вышедшей больше полувека назад, Джон Голдуин, приходящийся родственником одному из создателей оригинального фильма, хотел снять «Митти» еще 20 лет назад. Он подписал контракт с New Line Cinema и надеялся привлечь Джима Кэрри, но ничего не получилось. С тех пор к проекту приписывали Уилла Феррелла, Сашу Барона Коэна и Оуэна Уилсона, а в режиссерское кресло пытались усадить Стивена Спилберга, Рона Ховарда и Гора Вербински. В итоге, как вы уже знаете, «Уолтер Митти» на 100% стал детищем Бена Стиллера.
«На протяжении многих лет я склонялся к определенному жанру – комедии, но глубоко внутри я всегда предпочитал драму. И всегда хотел сделать фильм, подобный “Невероятной жизни”, поэтому, когда мне принесли сценарий ленты об Уолтере Митти, я сразу ухватился за эту историю», – говорил Стиллер.
Тот самый сценарий, побывавший в руках у режиссера-актера, написал Стив Конрад, а на съемочной площадке компанию Стиллеру составили Кристен Уиг, Шон Пенн и Адам Скотт.
«Не перенимая у Турбера сатирический тон, Стиллер сделал “Мити” в серьезном ключе и закрутил сюжет. Фильм похож на полнометражную рекламу Just Do It для неугомонных личностей среднего возраста, от которых, по сути, зависит коммерческий успех проекта», – высказал свое мнение Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety).
«Эстетика Стиллера состоит из чересчур причесанной картинки и заводных рок-треков, которые подчеркивают каждую эмоцию, однако общий посыл фильма толком до зрителя не доносится», – пишет Ник Шэгер (Nich Shaeger/Slant Magazine), также отметивший в ленте рекламные черты.
«Наполовину приключение беглеца, наполовину рассказ человека, заново себя открывающего. “Невероятная жизнь Уолтера Мити” получилась путаной не потому, что Стиллер захотел показать все и сразу, а потому, что он использовал избитые и слащавые приемы, дабы добиться от нас фальшивого чувства радости», – остался недоволен после просмотра Родриго Перес (Rodrigo Perez/The Playlist).
«К сожалению, долгострой “Уолтер Мити” не показал ничего, что обычно присуще безумным и одновременно самым ярким работам Стиллера. Вместо этого каждый элемент похож на точно просчитанный рекламный продукт, играющий на сентиментальности сценария, который ничем особо не отличается», – заключил Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire).
Резюмируя вышесказанное, «Невероятная жизнь Уолтера Митти» – это легкое, незамысловатое кино с лиричным оттенком и интересной задумкой, но не более того. Смотрится легко, но в памяти не остается. Для релиза в первый день нового года, 1 января, сойдет.
Главный герой картины Льюин Дэвис в офисе не чахнет, он играет на сцене. Однако ему мало просто стоять на подмостках и бренчать на гитаре ради горстки монет, Льюин хочет большего, но на пути к чему-то великому ему предстоит пройти через голод, безденежье и прочие жизненные преграды. Действие происходит в 1961 году, и Льюин Дэвис находится на перепутье. В холодном зимнем Нью-Йорке молодой человек с гитарой пытается заработать на хлеб музыкой, но сталкивается с препятствиями, которые кажутся непреодолимыми, хотя некоторые из них были созданы им самим. Благодаря помощи друзей и незнакомых людей Дэвису, соглашающемуся на любую работу, удается выжить. После забегаловок в Гринвич-Виллидж и неизвестного чикагского клуба он попадает на прослушивание к гиганту музыкальной индустрии Баду Гроссману.
Прототипом для истории послужил фолк-музыкант Дэйв Ван Ронк, который повлиял на творчество таких артистов, как Боб Дилан, Том Пакстон и Патрик Скай. У Ронка в дискографии даже есть альбом, названный «Внутри Дэйва ван Ронка». Немного видоизменив имя музыкального сборника, за рассказ о тяжелой доле фолк-музыканта взялись братья Коэн, написавшие сценарий по посмертно выпущенным мемуарам.
Коэны набрали себе в актеры Оскара Айзека, Джастина Тимберлейка, Гаррета Хедлунда, Кэрри Маллиган и Джона Гудмана. Все они не только блистательно играют, но еще и поют, и заставляют музыкальные инструменты проигрывать три аккорда в разных вариациях.
«Я несколько месяцев занимался и работал с T-Bone Burnett (ветеран музыкальной индустрии, некогда работавший с Бобом Диланом). Burnett спдродюсировал альбом, он – невероятный продюсер и революционер в музыке», – рассказал Оскар Айзек (Examiner.com).
Братья Коэн завершили съемки и поехали на фестивали показывать свое кино. В итоге тур в Канны закончился для них фестивальным Гран-при. Саму ленту успели обласкать критики, назвавшие ее одной из лучших в уходящем году.
«Ода искусству ради искусства, – пишет Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire). – “Внутри Льюина Дэвиса” – самое невинное кино в карьере Коэнов, что в данном случае настоящее достижение».
Мысль о самом невинном кино в карьере Коэнов подхватил Оуэн Гляйберман (Owen Gleiberman/Entertainment Weekly): «Если вы любите фильмы Джоэла и Итэна Коэнов, вам известно, что они всегда смотрят на мир через желтые, притупляющие цвета очки; от их работ никогда не веет теплом и уютом. Во всех моих любимых фильмах Коэнов сквозит метафизический цинизм, поэтому шутливый мизантропический подход к интерпретации “Внутри Льюина Дэвиса” меня ошарашил».
«Перед нами замечательное рассмотрение жизни героя, имеющей две сюрреалистичные грани – комическую и мрачную», – присоединился к волне комплиментов Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
«Новый фильм Коэнов отлично написан, роскошно отыгран, превосходно спланирован и снят; это сентиментальная, грустная и одновременно смешная история о потерянном мире фолк-музыки, которая непринужденно пришла в шестидесятых», – написал Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian).
К нам фолк-музыка и нетипичная работа Коэнов прибудет 23 января, то есть до «Оскара», на котором «Льюин Дэвис» будет представлен, посмотреть триумфатора Канн вы успеете.