
И опять в центре внимания режиссера оказались крайности, к которым Фрирз явно неравнодушен. На сей раз он решил окунуть нас на самое дно Лондона, города консервативного, респектабельного, одной из туристических Мекк мира, гордящегося своими традициями. Но все это покрывает современный мегаполис как тонкое масляное пятно на воде. А под пятном -- тонны и тонны грязной воды, мути, гнилого планктона, утопленников, которых никогда не найдут. Одним словом, все те самые грязные прелести.
Стивен Фрирз – известный провокатор. На прошлом Московском кинофестивале он представил в конкурсе фильм, который потом был номинирован на Оскара, – "Фанатик", предупреждающий об опасностях, которые подстерегают любого заигравшегося в крайности. Тогда фильм восприняли очень неоднозначно, обвинив режиссера в куче грехов – от антисемитизма до сионизма. Неправы были и те, и другие – религиозная тема в картине была избрана лишь как фон, на котором режиссер развивал свою мысль.
Следующий фильм Фрирза, "Грязные прелести", замышлялся как тоже своего рода провокативный психологический триллер. И опять в центре внимания режиссера оказались крайности, к которым Фрирз явно неравнодушен. На сей раз он решил окунуть нас на самое дно Лондона, города консервативного, респектабельного, одной из туристических Мекк мира, гордящегося своими традициями. Но все это покрывает современный мегаполис как тонкое масляное пятно на воде. А под пятном – тонны и тонны грязной воды, мути, гнилого планктона, утопленников, которых никогда не найдут. Одним словом, все те самые грязные прелести.
К сожалению, в отличие от "Фанатика" (или еще раньше – "Мошенников") фильм слишком строго соблюдает каноны, отчего на языке так и вертится слово "банальность". Здесь есть всего понемножку, что обеспечит фильму успех у тех, кто привык сидеть перед экраном с пивом и поп-корном. Есть интрига – злобные подонки, выковыривающие у несчастных, загнанных в угол иммигрантов, внутренние органы. Есть симпатичный и порядочный чернокожий, в которого влюблена героиня-турчанка. Есть немного юмора – ровно столько, чтобы не смазать ощущение трагичности происходящего. Есть хрестоматийный негодяй, тот самый владелец отеля, организующий подпольные операции и лишающий девственности юных мусульманок, – довольно выразительная роль Сержи Лопеса, испанца, известного по фильмам "Порнографическая связь" и "Гарри - друг, который желает всем добра". Но всего этого было бы недостаточно, и фильм занял бы какое-нибудь сорок пятое место в ряду прилично скроенных, но второразрядных фильмов, если бы не Одри Тоту.
Герои, обитатели иммигрантского дна, скучно-положительны, и только огромные черные глаза Одри Тоту примиряют с неожиданной банальностью новой работы Стивена Фрирза.