![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Поклонникам эффектных фильмов-катастроф просьба не беспокоиться, а вот любители философствований на тему «кто мы, зачем мы и навсегда ли мы» могут найти для себя в картине пару нетривиальных мыслей
Поклонникам эффектных фильмов-катастроф просьба не беспокоиться, а вот любители философствований на тему «кто мы, зачем мы и навсегда ли мы» могут найти для себя в картине пару нетривиальных мыслей.
Военный конфликт на Ближнем Востоке перерос в неконтролируемое использование бактериологического и химического оружия. Смертоносные вирусы и патогены моментально распространились по всему миру, вызвав почти стопроцентную смертность. Выжили единицы, но и этим «счастливчикам» предстоит осознать случившееся и решить для себя, готовы ли они остаться один на один с остальным миром. Три пары – старик-ученый, некогда приложивший свои умения к разработке смертоносной заразы, уничтожившей мир, и его больная супруга; борющаяся с надвигающимся сумасшествием девушка и ее беспечный жених-музыкант; выброшенный на обочину жизни писатель, отчаянно пытающийся удержать свою жену, – переживают волну эпидемии, но оказываются не готовы к новой жизни.
Популярная тема конца света, выживания в глобальном апокалипсисе, преодоления и возрождения жизни сыграла со зрителем злую шутку – посетители кинотеатров готовы сколько угодно смотреть на разрушение мира астероидами, эпидемиями, глобальным потеплением или термоядерными бомбами, готовы годами сопереживать кучке выживших в зомби-нашествии или пережившим нашествие инопланетян, но оказываются совершенно беспомощными перед оборотной стороной такого светопреставления. Бег от ходячих, бои с пришельцами, выживание после катастроф в дистриктах и коммунах – это здорово, но это удел героев. А как в момент, когда рушится мир, чувствуют себя простые люди, еще вчера думавшие о грядущем концерте, разославшие резюме в поисках новой работы, купившие новую пену для ванны и вдруг оказавшиеся в пустоте? Режиссер и сценарист Брайан Хориути взглянул на конец света иными глазами.
Имея на руках бюджет в жалкие даже для России 1,3 миллиона долларов, «Послезавтра», «Эпидемию» или «2012» не снимешь, поэтому всем поклонникам красочных спецэффектов и запоминающихся смертей придется потерпеть – саспенс «Одной миллиардной доли» нагнетается нарезкой новостных сюжетов, тревожными звуками сирены, объявлениями и комментариями по телевидению и радио. Умирают в фильме много, но скромно, без театральных жестов, последних пожеланий и обычно за кадром. Но от этого еще страшнее – смертельная взвесь, которой в воздухе должно быть лишь чуть больше одной миллиардной доли, чтобы убить человека, действительно беспощадна, страшна и неподкупна.
Создатели фильма полагают, что апокалипсис – вовсе не время героев. В живых Хориути оставляет людей совсем не очевидных: три пары демонстрируют разные поколения, разные жизненные приоритеты, разное отношение к происходящему и по-разному находят место для шага вперед. Кто-то цепляется за последнюю надежду, кто-то стремится скорее покончить со страшным грузом ответственности, кто-то просто проживает каждую новую минуту. В этом, пожалуй, есть своя правда, своя «реалистичность», если это слово уместно в рассказе о гипотетическом развитии истории человечества. Конечно, нам хочется, чтобы в случае мирового катаклизма нас возглавили умные, смелые, умелые люди, но, скорее всего, фортуна распорядится именно так – выживут простые люди со своими проблемами, своими нерешенными отношениями, своими скелетами в шкафу и совершенно непригодные для строительства нового мира.
Столь депрессивного, безысходного и в полной мере апокалиптического взгляда испугались даже дистрибьюторы, в США фильм вышел весьма ограниченным прокатом. Еще более недовольными остались критики и немногочисленные зрители – фильм, видите ли, вгоняет в тоску и топчется на месте. Да, картина изобилует флешбэками и имеет рваную хронологию, но этим «Доля» и повторяет жизнь – три переплетающиеся истории похожи на чьи-то воспоминания, разномастные, но эмоциональные. Кроме того, фильм собрал прекрасный актерский состав, пусть не блистающий, но в любом случае интересный – на игру Фрэнка Ланджеллы, Розарио Доусон и Терезы Палмер смотреть просто приятно всегда.
Тяжелый, медитативный, путаный, несмело ступающий на территорию картин Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Пола Томаса Андерсона фильм «Одна миллиардная доля» как самостоятельная единица действительно крепок недостаточно, чтобы считаться шедевром, но как часть большого кинематографического пласта жанра конца света и всего с ним связанного как минимум небезынтересен. Вопросов он оставляет больше, чем ответов. Но никто и не обещал, что в последний день человечества раскроются все тайны мироздания.