В карьере практически каждого большого актера случается роль, с которой имя исполнителя ассоциируется еще очень долго
Открыть дорогу в полнометражное кино для комиксов выпала честь картине Лесли Мартинсона «Бэтмен», которая, в свою очередь, являлась кинотеатральным спин-оффом одноименного телевизионного сериала. Главную роль Темного рыцаря в то время исполнял Адам Уэст, американский актер, для которого роль Бэтмена явилась делом всей жизни. Быстро сошедшая на нет популярность телешоу сыграла с Уэстом дурную шутку, вне костюма летучей мыши он был практически невостребован, хотя в определенный момент претендовал на роль Джеймса Бонда в фильме «Бриллианты навсегда». Отчаявшись блистать на экране, Уэст перешел за кадр – стал озвучивать анимационные фильмы, его голос можно услышать в «Симпсонах», «Гриффинах» и других мультшоу.
Кристофер Рив («Супермен», 1978)
Первым по-настоящему значимым комикс-фильмом в истории кино стал «Супермен» Ричарда Доннера, а исполнителю криптонианца Кристоферу Риву пришлось первому испытать необыкновенный взлет популярности, растратить все полученные висты и фактически остаться актером одной роли. При этом в роли Кларка Кента Рив дебютировал под серьезным прессингом – его имя на постере было почти незаметно, все внимание было акцентировано на Марлоне Брандо и Джине Хэкмене. Супермена Кристофер Рив сыграл четырежды, и, хотя его фильмография насчитывает полсотни работ, помнят его только по фирменному завитку волос на лбу и трагической судьбе – в 1995 году актер получил травму спины, которая привела к параличу. Риву пришлось оставить кино и театр, отказаться от столь любимых им спорта и туризма, что неизбежно привело к его смерти в 2004 году.
Хелен Слейтер («Супергерл», 1984)
Снова пришелец с Криптона и снова фактически дебютант – роль Супергерл в одноименном фильме Жанно Шварца досталась юной Хелен Слейтер, ранее работавшей только на ТВ. Картина получилась никудышной, была заклеймена номинациями на «Золотую малину» и продолжений, столь ожидаемых продюсерами, не получила. Слейтер реабилитировала себя уже в следующей своей работе, сыграв одну из главных героинь в комедии «Безжалостные люди». В дальнейшем роли в «Городских пижонах», «Счастливы вместе» и «Лесси» окончательно растворили в памяти зрителей образ юной девушки, летающей над землей в красно-синем костюме с вытянутым вперед кулаком.
Майкл Китон («Бэтмен», 1989)
Сколько бы ни лукавили Алехандро Гонсалес Иньярриту да и сам Майкл Китон, что, мол, «Бердмен» – это всего лишь выдумка, автобиографические нотки в нем прослеживаются, для Китона роль в бертоновском «Бэтмене» действительно стала определяющей на всю последующую жизнь. Не то чтобы до роли Брюса Уэйна Китон был неизвестен, несколько средненьких комедий и зажигательный «Битлджюс» его прославили, но на постерах его имя засверкало только над изображением Человека – летучей мыши. Китону, как и его герою в «Бердмене», есть за что ненавидеть созданный комикс-образ – Бэтмен фактически отнял у актера все последующие сколько-нибудь значимые роли на долгие двадцать лет. Лишь сейчас Майкл Китон снова вернулся на экраны – его можно увидеть в новом «Робокопе», «Need for Speed: Жажде скорости» и, главное, в обласканном критиками «Бердмане». За него актер уже получил «Золотой глобус» и примеривается к «Оскару».
Билл Кэмпбелл («Ракетчик», 1991)
На долю молодого американца Билла Кэмпбелла выпала возможность сыграть пусть не самого известного, но достаточно своеобразного супергероя – Ракетчика из одноименного приключенческого боевика Джо Джонстона. Эту роль Кэмпбелл, между прочим, увел из-под носа у Джонни Деппа, и хотя суперхитом фильм не стал, для исполнителя главной роли открылись широкие перспективы. Вот только воспользоваться ими Кэмпбелл не смог или не захотел – после роли охотника на вампиров в «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы Билл фактически променял большой экран на малый, полностью посвятив себя телевидению. Бравого Клиффа в Кэмпбелле уже не узнать, а его имя теперь скорее ассоциируется с теми образами, что актер создал в сериалах «Эврика», «Спираль» и «Убийство».
Алек Болдуин («Тень», 1994)
С актерами-мужчинами такое случается достаточно часто – известность и популярность приходят к ним в том возрасте, когда женщин уже списывают из категории «симпатичная молодая мамочка» в сегмент «зловредная ворчащая свекровь». Алек Болдуин активно снимался с двадцатилетнего возраста, но по-настоящему любимым зрителями и критиками стал лишь на рубеже своего пятидесятилетия. Никто и не вспомнит сейчас, что когда-то Болдуин, облаченный в широкополую шляпу и черный плащ, Тенью скакал по крышам, спасая блондинок. Хотя нет, вспомнили: создатели сериала «Студия 30» пару раз прошлись по «супергероическому прошлому» своего ведущего актера. Болдуин, впрочем, вообще относится к своей карьере с большой долей самоиронии, что и делает его сейчас крайне востребованным актером.
Вэл Килмер («Бэтмен навсегда», 1995)
Еще одной жертвой «проклятия Бэтмена» едва не стал Вэл Килмер, принявший переходящий остроухий шлем из рук Майкла Китона. Спасло актера только то, что в тот же год на экраны вышел не только «Бэтмен навсегда», но и «Схватка» Майкла Манна – один из сильнейших криминальных триллеров 90-х. Пусть Вэл не сыграл у Манна главную роль, убедительная игра нивелировала слабость третьего фильма о Бэтмене. Удача, впрочем, от Килмера в тот год отвернулась, и далее в карьере актера случилось несколько серьезных неудач: не оправдали себя ремейки «Тайна острова Моро» и «Святой», последующие ленты либо оказывались слабыми, либо Килмеру отводилась в них третьестепенная роль. Надеемся, свой Иньярриту найдется и для этого актера, пока же Вэл Килмер нащупывает дно своей фильмографии, играя в дешевых, низкосортных проектах.
Джордж Клуни («Бэтмен и Робин», 1997)
Легко отделался после того, как связался с Джоэлом Шумахером, еще один исполнитель роли Бэтмена – Джордж Клуни. Достигшая самого нижнего уровня франшиза ударила по Арнольду Шварценеггеру и Уме Турман даже сильнее, чем по Клуни, который участием в сверхпопулярном сериале «Скорая помощь» заработал себе зрительскую индульгенцию. Джордж от неудачи просто отмахнулся, и правильно – впереди его ждали успех и большое признание. Сейчас Клуни один из самых востребованных актеров, самобытный режиссер, обладатель двух «Оскаров» – актерского и продюсерского, а с бэтменианой его связывают только самые придирчивые фанаты этого героя. Джордж Клуни сейчас бесконечно далек от своего комикс-опыта.
Уэсли Снайпс («Блэйд», 1998)
В то время как большинство героев нашего сегодняшнего топа чуть ли не торопятся избавиться от затягивающего супергероического образа, Уэсли Снайпс к своему комикс-персонажу прикипел – три фильма о Блэйде, воине, противостоящем вампирскому нашествию, вполне могли получить продолжение, не окажись актер в тюрьме. Снайпс и до «Блэйда» был весьма любим зрителями за «Разрушителя», «Пассажира 57» и «Фаната», но с облачением в кожаный плащ стал настоящим кумиром молодежи. Пока публика наслаждалась яростным кромсанием вурдалаков, Снайпс прятал свои заработки от налогов, за что и загремел в 2010 году за решетку. Возвращение актер уже отметил участием в третьей части «Неудержимых», ну а там, глядишь, и за нового «Блэйда» можно будет взяться.
Тоби Магуайр («Человек-паук», 2002)
Еще один комикс-долгожитель, продержавшийся в супергеройском трико пять лет и три фильма, – Тоби Магуайр, исполнитель роли Человека-паука в одноименной трилогии Сэма Рейми. Даже впервые появившись в образе Питера Паркера в 27 лет, Магуайр был не слишком похож на школьника, а через пять лет за юношу актера выдавать стало совсем непросто. К счастью для Тоби, роль не задавила его, в промежутках между актами спасения мира актер продолжал активно сниматься, а после того, как повесил суперкостюм на гвоздь, и вовсе сменил амплуа на более серьезное, теперь Магуайр завсегдатай драм и психологических триллеров. Критики отметили стремление актера номинацией на «Золотой глобус» в 2010 году.
Бен Аффлек («Сорвиголова», 2003)
За свою актерскую карьеру Бен Аффлек успел совершить столько головокружительных кульбитов, что вряд ли можно говорить о каком-то радикальном влиянии на нее одного супергеройского фильма. Да, «Сорвиголова» получился совсем не тем, что от ленты ждали продюсеры, а перекройка и перемонтирование фильма только ухудшили впечатление от него, но большой вины Аффлека в этом нет. Фильм о слепом адвокате, борющемся за справедливость, пришелся на очередной период спада в карьере Аффлека, после него последовало несколько совсем слабых лент, а затем произошло преображение – Бен стал режиссером, и весьма неплохим. На новом для себя поприще Аффлек добился феноменальных успехов, но и сниматься не перестал, причем по иронии судьбы через несколько лет у нас появится возможность поговорить о «проклятии Бэтмена» еще раз – новым Темным рыцарем на ближайшие проекты выбран именно Бен.
Холли Берри («Женщина-кошка», 2004)
Задумка сделать персональный фильм об одной из самых загадочных, сексуальных и опасных героинь вселенной Бэтмена – Женщине-кошке – идея замечательная, но осуществлена она была из рук вон плохо. Фильм Питофа, в котором чернокожая Селена Кайл (зачем-то переименованная в Пейшен Филлипс) борется со злой владелицей косметической фабрики, по своему уровню едва дотягивал до проходного эпизода средненького телешоу, но денег впитать умудрился огромное количество. Холли Берри, играющая заглавную героиню, находилась явно не в своей тарелке, что в общем-то понятно – имея «Оскар» за «Бал монстров» и долгоиграющую работу во франшизе о «Людях Икс», за новый комикс-образ, возможно, не стоило браться. К счастью, Берри от неудачи «Женщины-кошки» пострадала не сильно, несколько последующих ее работ подтвердили высокий уровень таланта актрисы.
Киану Ривз («Константин: Повелитель тьмы», 2005)
На представление зрителя о Киану Ривзе гораздо большее влияние оказала трилогия «Матрица», так что участием в «Константине» актер скорее желал разбить чары, наложенные на него Морфеусом и тандемом Вачовски. Фильм не слишком понравился критикам и фанатам исходного комикса, но обычные зрители остались мистическим триллером довольны. Нельзя сказать, что «Константин» стал каким-то переломным моментом в жизни Ривза, успехи и провалы были у него и до, и после «общения с демонами», но зрительскую любовь этот образ совершенно точно не отпугнул – Киану Ривз по-прежнему является эталонным героем адреналинового боевика, отзывы на недавнего «Джона Уика» тому подтверждение.
Кристиан Бэйл («Бэтмен: Начало», 2005)
Кто может похвастать безболезненным прохождением через адское горнило бэтменианы, так это Кристиан Бэйл. Когда в 2005 году Кристофер Нолан представил на суд зрителей свое видение истории, своего героя и свою точку зрения на реальность происходящего на экране, зрители пришли в восторг, который затем увеличился кратно с выходом двух продолжений. Для закаленного же бойца Кристиана Бэйла роль Брюса Уэйна не стала испытанием всей жизни, он и раньше творил с собой что-то невероятное, играл самых разных героев, выкладывался на полную катушку. За то время, пока снималась нолановская трилогия, Бэйл успел получить «Оскар» и отметиться в полудюжине картин, входящих в число лучших в нынешнем столетии. Да и закончив с Бэтменом, Кристиан не остановился – номинировался на «Оскар» за «Аферу по-американски» и сыграл роль библейского пророка Моисея. Кажется, плащ Бэтмена пошел актеру только на пользу.
Брэндон Рут («Возвращение Супермена», 2006)
Сколь грустна ни была бы судьба Кристофера Рива, но Супермен в этом был не виноват, а потому у продюсеров то и дело возникали идеи вернуть героя на экраны. Новым лицом Человека из стали был выбран молодой актер и фотомодель Брэндон Рут. Режиссер Брайан Сингер сделал все от него зависящее, чтобы вернуть Супермену былую мощь, но «Возвращение Супермена» не дало той отдачи, которой от него ожидала студия, – вроде бы все здорово, но не радует. Особенно тяжко преодоление провала далось Руту, общепризнанным Суперменом он стать не успел, но и новые роли его обходили стороной. Несколько второстепенных ролей окончательно вытеснили Брэндона на телеэкран, где в сериале «Стрела» Рут снова получил возможность проявить суперспособности, но уже куда меньшего масштаба.