Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Любимое кино

Любимое кино. Блейд 2

Вышедший в 1998 году первый «Блейд» заложил основу для будущих экранизаций комиксов студии Marvel и вдохнул новую жизнь в фильмы о войнах между людьми и вампирами. Однако, при всех его достоинствах, он не смог надолго удержаться в звании лучшего фильма о Блейде

Добавить в закладки
Вампир познается в беде

Вышедший в 1998 году первый «Блейд» заложил основу для будущих экранизаций комиксов студии Marvel и вдохнул новую жизнь в фильмы о войнах между людьми и вампирами. Однако, при всех его достоинствах, он не смог надолго удержаться в звании лучшего фильма о Блейде. Четыре года спустя, в 2002-м, его столкнул с пьедестала сиквел, без затей названный «Блейд 2».

Успех «Блейда» был отнюдь не гарантирован, но сценарист картины Дэвид Гойер задумался о том, как продолжить историю об истребителе вампиров, задолго до того, как фильм был завершен. Одно время Гойер и режиссер Стивен Норрингтон собирались завершить «Блейда» победой кровопийц и началом «вампирского апокалипсиса», в результате которого значительная часть человечества превратилась бы в вампиров, а сохранившие человечность люди стали бы бесправной «едой», содержащейся в концлагерях. Соответственно, вторая картина должна была быть посвящена освобождению людей из рабства – вполне естественное развитие событий для чернокожего американского героя. Продюсеры, впрочем, забраковали столь мрачный финал, и Гойер вынужден был придумать для «Блейда» хеппи-энд.

Позднее, уже после премьеры ленты, прорабатывался вариант с включением в сиквел прочих персонажей комикса Marvel «Гробница Дракулы», где Блейд был лишь одним из нескольких охотников на вампиров, противостоящих злодею из заглавия и его прихвостням. Однако это привело бы к размытию героизма Блейда, могучего воина-одиночки, и исполнитель главной роли Уэсли Снайпс, который по совместительству был продюсером ленты, яростно против этого возражал. Тем более что речь шла о добавлении в сценарий белокожих персонажей.

Кадр из фильма "Блейд 2"

В итоге, когда студия New Line Cinema приняла окончательное решение, что сиквелу «Блейда» быть, и поручила Гойеру работу над его сценарием, тот счел, что соратниками Блейда в новой картине должны стать… вампиры! Мол, у людей и вампиров появился общий чудовищный враг, и они временно и вынужденно объединяют усилия. Однако верными союзниками они, разумеется, не становятся, и в конце концов Блейду приходится самому побеждать и вампиров, и «супервампиров», которые пьют как человеческую, так и вампирскую кровь. В результате Блейд остается героем-одиночкой, а режиссер получает возможность поставить несколько более масштабных боев, чем в первом фильме. Поскольку в некоторых эпизодах Блейд все же сражается рука об руку с заклятыми врагами, и они вместе устраивают грандиозные «кровавые бани».

Сюжетным прототипом «Блейда 2» для Гойера стал классический военный боевик Роберта Олдрича «Грязная дюжина» (1967), в котором в конце Второй мировой войны американская разведка набирает военных преступников для выполнения самоубийственного задания в немецком тылу. Тем, кто вернется живым, начальство обещает амнистию. Выходящий в прокат в августе 2016 года комиксный блокбастер «Отряд самоубийц» также вдохновлен этим сюжетом. Вся неувядающая прелесть «Дюжины» состоит в том, что она позволяет собрать в отряд колоритных персонажей, которые делают благое дело, но не соблюдают «героические» правила.

Почему для Гойера было важно, чтобы противниками Блейда в новом фильме стали «супервампиры», которые страшнее и гротескнее обычных кровопийц? Потому что «Гробница Дракулы» была хоррор-комиксом, а «Блейд» получился мистическим боевиком с минимумом хоррор-сцен. Гойер в сиквеле намеревался это исправить. Сценарист ничего не имел против боевых сцен, но он хотел, чтобы в картине также были пугающие «атмосферные» фрагменты. Поэтому ленте нужны были более страшные и опасные враги, чем привычные для зрителей и Блейда вампиры.

New Line Cinema надеялась, что постановкой сиквела займется Норрингтон, но режиссер предпочел переключиться на другие проекты, одним из которых стала вышедшая в 2003 году «Лига выдающихся джентльменов». Опыт работы над этим комиксным блокбастером был для Норрингтона столь неудачным и психологически травматичным, что он зарекся от режиссуры и вернулся к созданию «физических» спецэффектов.

Кадр из фильма "Блейд 2"

Оставшись без режиссера, Гойер и продюсер Питер Франкфурт решили «сосватать» своего общего знакомого – мексиканского постановщика Гильермо дель Торо, большого любителя и знатока хоррорных и комиксных историй. Кандидатура дель Торо уже обсуждалась во время подготовки первого «Блейда», но тогда в фильмографии режиссера был лишь полнометражный мексиканский дебют «Хронос», высоко оцененный критиками и ценителями хорроров, но практически неизвестный широкой публике. Кстати, эта картина была выдвинута Мексикой на соискание «Оскара» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Ко времени выхода «Блейда» в прокат дель Торо снял еще одну ленту – голливудский фантастический хоррор «Мутанты», оплаченный студией Miramax. Однако этот фильм был выпущен не в режиссерской, а в продюсерской монтажной версии (возглавлявшие студию братья Вайнштейн всегда любили поработать ножницами), и он провалился в прокате, собрав 25 миллионов долларов при бюджете в 30 миллионов.

Для дель Торо это было огромное разочарование. Ведь, с одной стороны, продюсеры не позволили ему донести до зрителей его видение проекта, а с другой стороны, прокатное фиаско «Мутантов» было воспринято наблюдателями как неудача дель Торо и признак его неготовности работать в Голливуде. Вернуться в Мексику режиссер не мог, поскольку вся его семья переехала в США после того, как в 1997-м отец постановщика Федерико дель Торо был похищен в Гвадалахаре с целью выкупа. Хотя сеньора Федерико вернули живым и невредимым, оставаться в Мексике стало для всех дель Торо слишком опасным. Поэтому режиссер после «Мутантов» начал планировать съемки в Испании независимого испаноязычного хоррора «Хребет дьявола».

Казалось бы, дель Торо для Голливуда был потерян. И действительно, когда Гойер и Франкфурт предложили ему «Блейд 2», мексиканец ответил, что не занимается сиквелами и не работает по чужим сценариям. Хотя проект обещал быть куда более масштабным, чем «Хребет дьявола», для дель Торо была важнее художественная свобода, и он не горел желанием работать с крупной американской студией. Но Гойер знал, что у его друга есть сокровенная мечта – фильм по мотивам комикса «Хеллбой». Он пообещал дель Торо, что если тот поставит коммерчески успешного «Блейда 2», то голливудцы дадут ему деньги на «Хеллбоя». Этот аргумент оказался столь убедительным, что дель Торо включился в работу с таким драйвом, как будто реализовывал свой личный, годами выпестованный замысел. Однако перед тем, как поставить «Блейда 2», он все же решил закончить «Хребет дьявола». Именно поэтому сиквел вышел лишь в 2002 году, хотя работа над ним началась сразу после выхода «Блейда».

Кадр из фильма "Блейд 2"

Так как режиссеру еще не доводилось снимать ленты такого постановочного разнообразия и такой сложности, как «Блейд 2», он решил первым делом изучить опыт предшественника. Дель Торо затребовал в студийном архиве все отснятую для «Блейда» пленку, включая неудачные и экспериментальные дубли, и тщательно изучил ее с блокнотом в руках, отмечая интересные технические приемы, операторские ходы, монтажные решения и прочее, что могло ему пригодиться. Также он подмечал то, что ему казалось неудачным и что он мог исправить или улучшить.

Помимо «Блейда» дель Торо штудировал популярные видеоклипы, гонконгские боевики и японские мультфильмы-аниме вроде «Манускрипта ниндзя». Ему хотелось создать безукоризненно крутое кино, вдохновленное лучшими идеями со всего мира. Японская анимация особенно привлекала его эффектными и жесткими боевыми сценами, которые восхищали, а не вгоняли в депрессию – в отличие от некоторых излишне реалистичных экшен-эпизодов в западных постановках.

Первая версия сценария «Блейда 2» была уже написана к тому времени, когда дель Торо подключился к проекту. Для сочинения второй и последующих редакций Гойер на время переехал в Техас, поближе к дому и офису режиссера, чтобы регулярно с ним встречаться и обмениваться идеями. Хотя в окончательных титрах фильма значилось только имя Гойера, сценарист признает, что дель Торо был его соавтором и что режиссер значительно улучшил текст.

Единственной сценарной идеей режиссера, которую Гойер использовал, но не признал улучшением, было изменение происхождения Джареда Номака – первого из «супервампиров» и их общего «отца» (каждый, чью кровь выпивает «супервампир», сам становится «супервампиром»). В ранних версиях сценария Номак был генетическим братом Блейда, тайно созданным вампирами на основе крови главного героя. Таким образом, в финале Блейд должен был сразиться со своим «зеркальным отражением», что является классическим комиксным испытанием для супергероя. Дель Торо же настоял, чтобы Номак был генетическим отпрыском повелителя вампиров Эли Дамаскиноса, который, когда «супервампиры» выходят из-под контроля, отправляет на охоту за ними свой элитный отряд и «подписывает» Блейда на эту войну. Как католика, дель Торо больше занимало противостояние отца и сына («Бог» и «Люцифер»!), чем война братьев, которая интересовала Гойера.

Кадр из фильма "Блейд 2"

Приложил руку к сценарию и Уэсли Снайпс, против чего дель Торо ничуть не возражал. Режиссеру всегда нравилась «Гробница Дракулы», но он был не в восторге от реплик Блейда. Он даже ребенком чувствовал, что сценарии комиксов пишет белый автор, который неуклюже пытается подражать жаргону персонажей модных в 1970-х «черных» боевиков. Напротив, фильм «Блейд» дель Торо сразу приглянулся, и в первую очередь потому, что его заглавный герой был по-настоящему крутым чернокожим парнем, а не «белой подделкой». А так как режиссер знал, что Снайпс участвовал в проработке своего персонажа, то дель Торо позволил звезде и дальше этим заниматься. Ведь актеру явно было виднее, чем белокожим режиссеру и сценаристу, какой герой произведет наибольшее впечатление на темнокожих американцев.

В Голливуде сиквелы часто стоят куда дороже, чем первые картины цикла, но в случае «Блейда 2» это правило не сработало. Рачительная студия New Line Cinema позволила потратить на вторую картину лишь 50 миллионов долларов – всего на 10 миллионов больше, чем стоил первый «Блейд». С учетом увеличения гонораров это был почти тот же бюджет. Чтобы вписать в него более масштабную и впечатляющую постановку, продюсеры должны были найти источник солидной экономии. И они сделали это, перенеся действие фильма и его съемки в Прагу. Там снимать было куда дешевле, чем в Лос-Анджелесе, где создавался первый «Блейд».

Переезд в Европу был подготовлен еще в московском эпилоге «Блейда». Правда, он ни к чему сценариста не обязывал, но Гойер смог его обыграть в «Блейде 2», где герой объяснял, что странствует по Восточной Европе в поисках Уистлера, своего учителя и оружейника, который в «Блейде» был укушен вампирами и превращен в кровососа. Сперва Блейд побывал в России, затем – в Румынии, а после этого добрался до Чехии, где наконец застал вампиров врасплох, выкрал Уистлера и с помощью антивампирской сыворотки вернул его к человеческой жизни.

Больше всего от экспедиции в Чехию выиграли продюсеры, отвечавшие за оплату декораций. После краха советского режима в Праге и ее окрестностях осталось немало заброшенных складов и военных сооружений, которые можно было арендовать буквально за копейки и построить там огромные декорации. Например, декорация подземной канализации была столь велика, что без проводника в ней можно было заблудиться! Часть работы проходила на студии Barrandov, где в советские годы снимались многие известные в СССР чешские ленты.

Кадр из фильма "Блейд 2"

Подобно Норрингтону во время работы над первой лентой, дель Торо был привлечен к проекту как изобретательный мастер стильного и «атмосферного» изображения. Действительно, он много работал над тем, чтобы сделать картинку фильма эффектной, незабываемой и пугающей. Но дель Торо делал это не один. У него было «секретное оружие» – канадская художница-постановщица Кэрол Спайер. Она ранее работала с дель Торо над «Мутантами», но в основном она была известна как постоянная сотрудница Дэвида Кроненберга, воплощавшая его идеи в таких лентах, как «Мертвая зона», «Муха», «Обед нагишом», «Видеодром».

Художнице с таким опытом не нужно было долго объяснять ее задачи. Достаточно было, например, указать, что вампирские подземелья в Праге должны напоминать римские катакомбы и что в их дизайне должно быть много изящных арок и мало острых углов (в отличие от прямоугольного дизайна «Блейда») а затем любоваться результатом – сперва на бумаге, а затем на съемочной площадке. Кстати, дель Торо был приятно удивлен мастерством чешских строителей и декораторов, которые, несмотря на языковой барьер, споро и прилежно выполняли все инструкции заокеанских боссов.

Как и многие выдающиеся режиссеры, дель Торо уделял большое внимание цветовому языку картины. Ключевым цветом «Блейда 2» был янтарный оттенок желтого, один из любимых цветов дель Торо, который часто встречается в его картинах. Режиссер отождествляет этот цвет с допотопными насекомыми в янтаре – то есть, по определению дель Торо, с «призраками прошлого». Поэтому янтарный цвет в фильмах мексиканца обозначает нечто потустороннее, не из нашего мира и не из нашего времени. Это, конечно же, очень подходящий цвет для вампиров. Напротив, с Блейдом в картине ассоциируется холодный голубой цвет – цвет хладнокровия и футуристической технологии.

Помимо Спайер, композитора Марко Белтрами и еще целого ряда закадровых сотрудников дель Торо привел с собой в «Блейда 2» нескольких актеров из своих предыдущих картин. Так, предводителя элитного отряда вампиров Райнхардта, который охотится вместе с Блейдом, сыграл Рон Перлман из «Хроноса». Мы сейчас лучше всего знаем этого актера по заглавной роли в «Хеллбое». В фильме впрямую об этом не говорилось, но по некоторым репликам персонажа и по его имени можно было догадаться, что Райнхардт – немецкий нацист из гитлеровских времен. Ирония ситуации, которую отлично сознавал режиссер, заключалась в том, что на самом деле Перлман – еврей, потомок иммигрантов из царской России.

Кадр из фильма "Блейд 2"

Роль в «Мутантах» была кинодебютом начинающего актера Нормана Ридуса. Сейчас мы отлично его знаем по роли Дэрила Диксона в сериале «Ходячие мертвецы». В «Блейде 2» Ридус сыграл Скада, нового оружейника заглавного героя. Это был очень важный для фильма персонаж, поскольку Скад – единственный из основных героев, кто не является вампиром, полувампиром или бывшим вампиром. Так что он служит своего рода представителем зрителей на экране – персонажем, с которым аудитория может себя соизмерять.

Из числа актеров, ранее снявшихся в «Блейде», со Снайпсом воссоединились Крис Кристофферсон, вновь сыгравший Уистлера, и Мэтт Шульц. Последний в «Блейде» изобразил одного из второстепенных вампиров по имени Криз, а в «Блейде 2» – вампира-охотника по прозвищу Чупа (от мексиканского «чупакабра» – вымышленное существо, которое якобы сосет козью кровь).

Не став возвращать в сюжет Карен из «Блейда», Гойер и дель Торо придумали новую главную героиню – урожденную вампиршу Ниссу Дамаскинос, дочь правителя вампиров. Хотя Нисса не сомневается в своем праве пить людскую кровь, на фоне прочих членов своего отряда она кажется здравомыслящей и почти положительной героиней. У нее с Блейдом даже складывается что-то вроде романа (в сценарии у героев была секс-сцена, но она в окончательную версию фильма не вошла). Роль притягательной вампирши получила чилийская актриса Леонор Варела, ранее сыгравшая в голливудском шпионском триллере «Портной из Панамы». Она выиграла кастинг у таких соперниц, как будущая звезда «Трех иксов» Азия Ардженто и будущая звезда «Терминатора 3: Восстание машин» Кристанна Локен.

Роль отца Ниссы, короля вампиров Эли Дамаскиноса, сыграл немецкий актер Томас Кречман, параллельно снявшийся у Романа Полански в «Пианисте». Позднее он исполнил главную немецкую роль в «Сталинграде» Федора Бондарчука. Первого «супервампира» Джареда Номака, отпрыска Эли, изобразил британец Люк Госс, в дальнейшем сыгравший принца Нуаду в «Хеллбое 2: Золотая армия».

Кадр из фильма "Блейд 2"

Также вампиров из отряда охотников сыграли британский комик Дэнни Джон-Джулс из фантастического ситкома «Красный карлик», норвежская телевизионная актриса Марит Велле Киле, ставший моделью британский боксер-здоровяк Дэз Кроуфорд и шотландец Тони Карран, будущий Дейтак Тарр из фантастического сериала «Вызов». Человека-адвоката на службе Дамаскиноса изобразил чешский актер Карел Роден, часто играющий злодейские роли в западных лентах. В комичного вампира по прозвищу Раш перевоплотился популярнейший испанский комик Сантьяго Сегура. Это была шутка дель Торо «для своих», потому что за пределами Испании и испаноязычных стран Сегуру очень плохо знают.

Наконец, немого вампира-меченосца по прозвищу Снеговик сыграл знаменитый гонконгский актер, режиссер и мастер боевых искусств Донни Йен. Конечно, дель Торо привлек его не только для того, чтобы китаец показал в кадре пару приемчиков. Йен также выступил в роли хореографа боевых сцен и придумал две открывающие картину продолжительные схватки.

Всего над «Блейдом 2» работало четыре боевых хореографа – Йен, исполнитель главной роли и мастер единоборств Снайпс, постоянный дублер Снайпса Клей Фонтенто и близкий друг и постоянный сотрудник Снайпса Джефф Уорд. Последний вместе со Снайпсом работал над большинством экшен-фрагментов картины. Такое обилие хореографов было связано с тем, что дель Торо хотел, чтобы каждая боевая сцена была уникальной, не копирующей предыдущую. В то время на волне успеха «Матрицы» в моде было так называемое «канатное кунг-фу» с постоянными полетами актеров над съемочной площадкой, но режиссер полагал, что для его жесткой картины это неподходящий, слишком «волшебный» стиль. Так что полетать никому из актеров и каскадеров не пришлось. Правда, тросы на съемках все же использовались, но лишь для страховки и более эффектного исполнения ударов ногами в прыжке.

Главным спецэффектом картины стали кошмарные «супервампиры». Когда Гойер придумал их для первой редакции сценария, они были оборотнями с кровососущими «ртами» на руках. Дель Торо, однако, заметил, что, как большой любитель биологии, не может поверить в таких существ. Поэтому его «супервампиры» ни в кого не превращаются. Они выглядят как обычные люди, пока не начинают кормиться. В этот момент нижняя часть их лица распахивается налево и направо как ворота, и зрители видят, что во рту у «супервампиров» огромная присоска с множеством щупалец, что позволяет им с огромной скоростью «досуха» выпивать людей и вампиров. При этом раскрывшиеся части лица содержат большие и острые клыки, которые впиваются в тела жертв и удерживают их в «объятьях» монстра. Поистине омерзительное зрелище!

Кадр из фильма "Блейд 2"

На взгляд дель Торо, такое развитие обычных вампиров можно было обосновать с эволюционной точки зрения. Мол, раз вампиры – это прежде всего кровопийцы, то их следующая эволюционная ступень сделала их более эффективными кровососами и защитила от серебра и чеснока. «Супервампиров» в большинстве случаев можно убить лишь с помощью дневного света. Зато они не отличаются умом – жажда крови мешает им мыслить расчетливо.

Изобразить «супервампира» во всей его красе с помощью накладного грима было невозможно. Поэтому использовались две технологии. Либо на экране была реалистичная кукла-робот человеческого размера, дистанционно управляемая кукловодами (в таких случаях «супервампир» показывался лишь выше пояса, поскольку ниже находились провода, крепления и прочие элементы, разрушающие иллюзию), либо лицо актера заменялось на разверзнутую пасть с помощью компьютерных эффектов. По возможности дель Торо старался использовать «физические» трюки, так как не до конца доверял компьютерной графике. Но фотореалистичная анимация оказалась более убедительной, чем он предполагал. За эту часть картины отвечала студия Фила Типпета, одного из создателей динозавров для «Парка Юрского периода».

В ходе подготовки финального монтажа ленты выяснилось, что дель Торо снял меньше экшен-сцен, чем было нужно картине. Поэтому съемки «Блейда 2» были в срочном порядке закончены в Америке. Позднее режиссер не раз шутил по поводу того, что все думают, что поединок в пустом католическом храме был снят в Праге. На самом деле подходящий собор был найден в Калифорнии.

«Блейд 2» вышел в прокат 22 марта 2002 года. Обошедшийся в 50 миллионов долларов сиквел не смог собрать существенно больше, чем его первая серия, но 155 миллионов долларов (в сравнении со 131 миллионом «Блейда») все равно были отличным коммерческим достижением.

Критики и поклонники цикла приняли «Блейда 2» еще более благосклонно, чем фильм Норрингтона. Конечно, не все были в восторге от более кровавой и более пугающей картины с мрачным чувством юмора. Но те, для кого фильм предназначался, могли оценить, насколько мощнее получился новый «Блейд» и настолько он лучше соответствует концепции хоррор-боевика. Это уж не говоря о том, что вторая картина была красивее и ее экшен-сцены были сложнее и эффектнее.

В 2004 году студия New Line Cinema выпустила третью серию цикла «Блейд 3: Троица», но пересевший в режиссерское кресло Гойер оказался куда более слабым постановщиком, чем Норрингтон и дель Торо. Он не смог не только сохранить прежний художественный уровень, но и убедить Уэсли Снайпса, что у его героя должны быть соратники из числа охотящихся на вампиров людей. Поэтому, когда Гойер «продавил» свой сценарий, Снайпс снимался нехотя, безо всякого драйва и с постоянными скандалами. В результате получилось хоть и не беспомощное, но второсортное кино, которое при 65-миллионном бюджете собрало в прокате лишь 130 миллионов долларов, едва окупив расходы на его производство.

В 2006 году историю Блейда попытались продолжить на ТВ. Гойер разработал для кабельного канала Spike телешоу «Блейд» с рэпером Sticky Fingaz в заглавной роли, но этот сериал был закрыт после показа 13 серий. Не потому, что его никто не хотел смотреть, а потому, что у Spike не было денег для финансирования дорогостоящего сериала. В настоящее время этот канал преимущественно показывает спортивные состязания и реалити-шоу.

В 2008 году уличенный в неуплате налогов Уэсли Снайпс попал за решетку и отсидел все три года, к которым его приговорил суд. После этого возвращение опозоренного актера к роли Блейда стало маловероятным, но, кажется, Снайпс до сих пор питает на это надежду. Хотя было бы правильнее «перезагрузить» «Блейда» в рамках нынешней киновселенной Marvel. Снайпс, который уже не мальчик, свое в этой роли отыграл – пора освобождать место молодым чернокожим актерам, которые отнюдь не избалованы такими крутыми супергеройскими ролями, как истребитель вампиров с посеребренным мечом.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?