Главный претендент на «Золотого льва» 2024 года.
Брейди Корбет, актер («Забавные игры»), обменявший лицедейство на режиссуру по выгодному курсу, мыслит кинематограф жизнями выдуманных людей. В предыдущем его фильме «Вокс Люкс» из крови, страха и пороха не названной по имени стрельбы в Колумбайне фениксом восстала поп-звезда Селеста (Натали Портман). Дебютный «Детство лидера» заглядывал в колыбель фашизма и следил за воспитанием диктатора (Том Свит), который на самом деле никогда не рождался. «Бруталист» — монументальный портрет красоты и уродства XX века в биографии архитектора Ласло Тота (Эдриан Броуди), еврея, пережившего Холокост и строящего новую жизнь, буквально и фигурально, в Штатах.
Зрителя обнимает влажная темнота корабельного трюма и «ласкают» сдавленные приглушенные звуки: вот-вот забрезжит свет надежды на факеле статуи Свободы. Но день сменяется ночью, а паспортный контроль — борделем: тоскливая неуверенность потрепанного мужчины (Эдриан Броуди) не зависит от времени на часах. Ласло оставил, возможно, еще живую жену-еврейку Эржбет (Фелисити Джонс), бог знает какие воспоминания о войне и чертежи конструкций по ту сторону океана. В скромном багаже сломанный нос и особенные отношения с пространством, светом, воздухом и всем, что сложно подчинить человеку, не используя бетон или мрамор. Между очередями за куском хлеба, черной работой и танцами с друзьями из Старого Света, которые в Новом сменили веру, находится первый заказчик. Опрятный мистер (Джо Элвин) с неопрятными мыслями, спрятанными в уголках глаз, просит отстроить его отцу Ли Ван Бюрену (Гай Пирс) библиотеку с высокими потолками и лаконичной конфигурацией.
«Бруталист» — вывернутая наизнанку американская мечта человека, не исповедующего американские идеалы. Ласло не строит миры доступного для всех будущего, а отливает в форме мучительное прошлое и оставляет после себя слепок потрепанного настоящего — личного, но все равно общего нарыва. Корбет и Броуди последовательно собирают фигуру сломленного человека, не прибегая к слепой идеализации гения, гнилому позерству или романтизации творческих мук и экстатического саморазрушения наркотиками. Ласло не мифологизирован ни как герой своего времени, ни как антигерой с сомнительной моралью, да и послевоенная эпоха сама по себе — острые обломки, из которых нужно собирать разрушенную жизнь, а не десятилетие, пропитанное ностальгией. Венгерский архитектор словно случайный человек в толпе — один из множества, кто вынужден подстраивать идентичность под чужие запросы и поддерживать горизонталь продиктованных финансами отношений, которая неминуемо оборачивается вертикалью. Как и везде, где правят деньги, пирамиду капитализма невозможно вытянуть в прямую линию, как ни гни и ни скручивай спирали в личные симпатии.
Отношения условного распорядителя, наделенного властью холодного рассудка, и неограненного дарования — основная магистраль так любимых Корбетом дорог, что каждый раз встречают зрителя в открывающих титрах. На отрезках хронологии ждут «отлитые в пленке» люди разных эпох. Поп-звезда Селеста монетизировала травму с поддержкой уставшего менеджера с железной выдержкой (Джуд Лоу), который каждый раз подхватывал диву, когда ноги подкашивались. Ласло тоже пытается конвертировать пережитый ужас в архитектурные сооружения под патронажем заказчика, вооруженного амбициями оставить свое имя в истории (а точнее, имя матери) комплексом из нескольких зданий. Открытых, доступных и понятных для всех: светских и религиозных, детских и взрослых — то есть универсальных, как и неубиваемые хиты неубиваемой девочки, пережившей школьную стрельбу. Если гуманизм XX века душили фашизм и Холокост, то доступность огнестрельного оружия — один из главных тиранов века XXI (об этом в конкурсе Венеции говорит и Джастин Курзель).
Именно взаимоотношения архитектора и заказчика, человека, транслирующего внутренний надрыв, своего рода проводника травмы и того, кто готов за душераздирающее горе платить, и есть ключевой рычаг «Бруталиста». Диалог между партнерами то и дело обрывается приказами и ультиматумами, но как бы каждый ни стремился собрать выгоду на своей стороне, тандем все равно зиждется на созависимости. Связи, которую невозможно разорвать, если стремление к величию уже пустило метастазы в крови обоих. Чувствуется, что Корбет так же относится к режиссуре — как к переводу общей узнаваемой боли на аудиовизуальный язык запоминающихся образов, которые цепляют и давят на сердце. Вредит задуманной и филигранно выстроенной композиции лишь дистанция, эмоциональный барьер, отрешенность, которые не позволяют увидеть мир ни глазами Ласло, ни мистера Ван Бюрена, а только со стороны наблюдателя. Будто несколько комнат во время экскурсии по дворцу остались запертыми от любопытных посетителей.
В разговоре об архитектуре самого «Бруталиста» стремительно хочется обратиться к альтернативным медиумам за пределами кинематографа — назвать фильм грандиозным романом или даже живописным полотном в массивной раме, а может быть, оперой или устремившимся вверх (или же вниз?) монументом — стелой посреди площади. Масштабы диктуют и внушительный хронометраж в три с лишним часа, и театральный антракт после первого действия, и бобины с пленкой 70-мм, на которую фильм снят. С одной стороны, «Бруталист» может показаться картиной даже старомодной или пускай классической — киноязык подробен и прозаичен. Вспоминаются другие монументы, воздвигнутые во славу XX века: «Нефть», «Гражданин Кейн», «Оппенгеймер» и даже парадный портрет мечтателя «Мегалополис». Но, в отличие от упомянутых, тщательное выведенные буквы «Бруталиста» заставляет сжиматься и прыгать необычный саунддизайн, который надолго оседает где-то внутри будто эхом, и мораль вне категории благородства. Гай Пирс, Эдриан Броуди и Фелисити Джонс дождутся своих наград, вероятно, и Брэйди Корбет увековечил имя в истории кино. Но что будет, когда XX век умрет навсегда? Если верить «Бруталисту», мы будем лениво чествовать памятники в пленках на фестивалях.
"... один из множества, кто вынужден подстраивать идентичность под чужие запросы и поддерживать горизонталь продиктованных финансами отношений, которая неминуемо обор...ачивается вертикалью ..."
Ремарка что ли перечитайте или Драйзера, можно же писать простым языком без описания дуба на 10 страниц, чтобы читателю было интересно.
Исправьте, плиз...