Калеб Лэндри Джонс — ранимый король всех аутсайдеров, Люк Бессон — главный мастер боевиков из 90-х.
Фильм Люка Бессона впервые оказался в конкурсной программе большого фестиваля: «Пятый элемент» открывал Канны в 1997 году, но ленты постановщика прежде не претендовали на награды европейских смотров. Едва ли «Догмен» переменит традицию: пусть исполнение Калеба Лэндри Джонса с легкостью можно назвать выдающимся, у фестивальной публики «Догмен» вызвал неодобрение и недовольные разговоры на лужайках. Впрочем, жанровое, наглое и порой чересчур сентиментальное кино именно отсутствием претензий на большую форму и вызывает искреннюю зрительскую симпатию.
Как и Майкл Манн с «Феррари» (показы фильмов шли параллельно), Люк Бессон презентовал своего рода байопик: главный герой — пугливый аутсайдер, который нашел родственные души у псов (знакомая всем миллениалам формула любви). Открывающая сцена мало что объясняет, но моментально цепляет: дождливой ночью полиция останавливает грузовик, за рулем — Мэрилин Монро в культовом розовом платье из «Джентльмены предпочитают блондинок», в фургоне — свора собак. Водитель (Калеб Лэндри Джонс), переодетый иконой Голливуда, пространно отвечает на вопросы и тянется за сигаретой. Макияж театрально стекает в декольте.
Как Даг оказался в непростой ситуации, зрителю предстоит выяснять весь фильм: полицейская психологиня Эвелин (Джоджо Т. Гиббс) проводит допрос с подозреваемым для установления личности и особенностей восприятия. Сюжет перескакивает между разговорами в изоляторе и отдельными главами жизни Дага: детство в клетке и папаша с ружьем, юность в инвалидном кресле, волонтерство в собачьем приюте и поиски собственного дома. Но даже со скидкой на жанровую спесь к «Догмену» и драматичному становлению героя не стоит относиться слишком серьезно: фильм выглядит ностальгическим приветом из 90-х, возможно, действие тогда же и происходит — Бессон не тратится на уточнения, логику, причину и следствия. Куда больше условий и обстоятельств режиссера занимает фигура Догмена.
Калеб Лэндри Джонс упоительно купается в ярких красках очередного аутсайдера (до того — «Нитрам» Курзеля) и заходит на территорию Джокера — знаковой роли для всех артистов, кто за партию готэмского негодяя брался. Даг тоже не в ладах с законом, но иначе: дрессированные псы готовы выполнить любую просьбу хозяина — припугнуть плохих парней или стащить пару побрякушек у состоятельной верхушки. К Бессону несложно присоединиться: мимикой, пластикой и образами артиста хочется любоваться бесконечно. Интуитивное чутье и какая-то ранимая органика Джонса не дают усомниться — с собаками молодому человеку проще, и они получше окружающих его людей. Звери же — единственные, кто способен посоревноваться за внимание зрителя с Калебом. Штук 20 мохнатых помощников всех мастей бродят по кадру, где-то выразительно лежат, где-то воруют еду со стола — праздник для всех неравнодушных. В качестве спойлера объявим, что ни один мохнатый зверек не пострадает — да и страдание не такая уж кошмарная штука, если верить «Догмену».
Люк Бессон не боится ни бога, ни черта, ни венецианского жюри, ни нахмуренных критиков. Режиссер не стесняется ни нафталинового шика 90-х, ни вычурных библейских цитат (допустим: God — Dog. Что? Да!), ни собачкиных трюков, которые выступают отдельными номерами (опять же как в 90-х: вспомните акробатические прыжки Майло в «Маске»). Довольно легко обвинить режиссера в дурном вкусе, ретроградности и чудовищном мелодраматизме. Но стоит отбросить снобизм, и тут же открывается фактурное, визуально богатое жанровое кино, которое трогает самыми очевидными способами. «Догмена» можно пытаться упаковывать в категорию «так плохо, что даже хорошо», хотя скорее «так просто, что даже удивительно»: будто фокусник прямо посреди представления показал все секреты, а потом не моргнув глазом продолжил выступать.
«Догмен» выйдет в российском прокате 28 сентября.