Достойное, но не головокружительное завершение лучшей современной отечественной молодёжной драмы.
Команда «Боги футбола», состоящая из воспитанников центра трудных подростков, победила на престижном турнире в Сочи. В финале был повержен принципиальный соперник — клуб ЗИЛ. В центр вот-вот должна приехать комиссия, по итогам которой трудные мальчики и девочки будут отпущены на свободу. Тренер «Богов футбола», бывший профессиональный игрок Антон Ковалёв (Никита Волков), переходит на работу в ЗИЛ, где и платят больше, и есть возможность дальше расти как наставнику. Недовольные трудные подростки снова и снова строят козни против Ковалёва. Игроки ЗИЛ — сынишки богатых родителей, мечтающие о большой карьере, — настороженно относятся к новому тренеру.
«Трудные подростки» стартовали пять сезонов назад. Сериал открыл много новых лиц, что редкость для отечественной индустрии, а зрители тут же прониклись симпатией к обаятельным, пусть и чудаковатым персонажам. Проект смело говорил о типичных подростковых траблах, которые отечественные авторы многосерийного формата обычно обходят стороной: секс, наркотики, алкоголь, беременность, травля и отношения с родителями. Более того, сериал рассуждал на понятные темы молодёжным языком. В кадре то и дело появлялись нарезки из TikTok, сообщения из переписок в дейтинг-приложениях и яркие вставки-слоганы, которые передавали внутреннее состояние главных героев. На фоне головокружительных приключений трудных подростков звучали композиции Алёны Швец, Гречки, Лютика, Шарлота и группы «Aигел». Камера выписывала невообразимые круги, восьмёрки и повороты, показывая парней и девушек в неоновом свете.
Первые три сезона и специальную новогоднюю серию, вышедшую в конце 2021 года, снял Рустам Ильясов («Стрим» и грядущая «Фурия»). За четвёртый сезон отвечал Александр Цой, автор подросткового сериала «Смычок» с Марком Эйдельштейном. Последние 12 серий снял новый режиссёр — Николай Рыбников (короткометражная комедия «Окурок» и полный метр «Чекаго»). Нельзя сказать, что стилистически «Трудные подростки» сильно изменились. Музыка к пятому сезону стала заметно хуже — теперь на место инди-рока пришли рэп и танцевальная попса. Композиций, которые тут же хочется добавить в свой плейлист, уже нет. Фирменные визуальные приёмы, с одной стороны, немного приелись, с другой — стали реже использоваться. Из больших достижений сериала — органичное использование мата, пусть и запиканного в соответствии с законами. Трудно было бы представить малолетних преступников или попросту оступившихся молодых людей, которые в повседневной речи используют исключительно обороты из Пушкина и Лермонтова.
Пятый сезон не разочаровывает преданных поклонников проекта. Дурацких приключений в духе британского «Голяка» по-прежнему в достатке, да и комичных эпизодов хватает. Платон (Владимир Гарцунов) и Фил (Виталий Андреев) угоняют машины, беременная Лена (Анастасия Крылова) пытается втереться в доверие к богатой семье и стать суррогатной матерью, Ковалёв доказывает состоятельность и тренерские навыки на новом месте, Даня (Сергей Новосад) и Влада (Анастасия Красовская) неожиданно друг для друга проникаются взаимными чувствами — жизнь течёт своим чередом. В воспитательный центр попадает клептоманка Даша (Даша Верещагина), а на замену ушедшему Ковалёву приходит суровая тренерка Катя (Ингрид Олеринская).
Если оглянуться на пять сезонов, то нельзя сказать, что персонажи сильно трансформировались. Проект существует по законам ситкома, не стараясь вносить резкие изменения в работающую формулу. Разве что компания успела сплотиться. Зато заметен рост Ковалёва как наставника и верного товарища проблемных воспитанников. Даже после перехода в ЗИЛ тренер навещает подопечных и решает самые диковинные задачки.
Может быть, авторы начинают повторяться и эксплуатировать созданные образы, но так всегда бывает с долгоиграющими проектами. Для отечественного сериала, не телевизионного детектива вроде «Следа» и «Улиц разбитых фонарей», пять лет — огромный срок. Пожалуй, будь в России немного другие законы, проект был бы ещё смелее, но в 2024 году «Трудные подростки» кажутся всё-таки приветом из ушедшей эпохи. К сожалению, никаких других молодёжных проектов, которые было бы уместно сравнивать с «Эйфорией», на отечественных экранах так и не появилось. Создатели стараются завершить сериал хеппи-эндом, не очень оправданным и идущим вразрез с многочисленными передрягами главных героев. Но, наверное, иначе не удалось бы соблюсти баланс комедии и драмы.
Сериал заканчивается вовремя и всё равно на высокой ноте — в последнем эпизоде не хочется, чтобы воспитанники центра уходили в закат, но, увы, пора, впереди взрослая жизнь. Будем надеяться, что хотя бы какие-то проблемы трудные подростки оставили в пубертате.