В "Рок-волне" от создателя "Реальной любви" ди-джеи 60-х смешно болтают в эфире и трахают лучших девиц Англии, а чиновники в пиджаках невыносимо скучают даже на Рождество.
Мальчик поднимается на борт пиратского судна. Ржавое корыто со сгнившим двигателем много лет стоит на якоре, потому что пиратство в данном случае – свободное и незаконное радиовещание, круглосуточный рок-н-ролл, который в 1967 году слушает, по официальным данным, около половины населения Великобритании.
Это две истории в одной. Первая – отличный рок-водевиль, снятый Ричардом Кертисом, подарившим нам «Реальную любовь» /Love Actually/ (2003) и писавшего сценарии для "Мистера Бина", «Дневника Бриджет Джонс» /Bridget Jones's Diary/ (2001) и «Четыре свадьбы и одни похороны» /Four Weddings and a Funeral/ (1994). В "Рок-волне" все столь же весело и просто. У мальчика никогда не было отца. На корабль его заслала мамочка – та еще штучка, которую с восторгом вспоминает половина команды. Здесь он обнаруживает тщательно одетого пожилого красавца (исключительно-превосходно-великолепный Билл Найи) и некоторое количество старших товарищей – оболтусов и раздолбаев, радио-ди-джеев, красавцев удалых, о которых, соответственно, мечтает примерно половина радиослушателей, если не больше. Одного из них играет Филипп Сеймур Хоффман, при бороде и толстый. Парень выглядит, как ботаник, он девственник, но на лодке ему нравится. К тому же… ну мало ли… Ведь не может быть так, чтобы у человека совсем не было отца? А вдруг он как раз на рок-лодке?
А над кораблем сгущаются тучи: злое правительство хочет навсегда закрыть эти рассадники свободы и рокенрола. Сначала они запрещают британским компаниям рекламировать товары и услуги на пиратских радиостанциях, а потом и вовсе законодательно запрещают деятельность рок-лодок.
В этом водевиле много чего происходит: лишение девственности, соперничество двух альфа-ди-джеев, свадьба, длящаяся 17 часов, женское лесбо-счастье, секс по четвергам, жизнь в вонючих прокуренных каютах и служение рок-н-роллу всем сердцем, умом, печенью и другими органами. Все это дублировано русскими ди-джеями – Камолов, Трахтенберг и Сергей Стиллавин. Можно к этой братии по-разному относиться, но характерный ди-джейский треп они воспроизводят идеально. Опять же саундтрек в фильме исключительный, список песен занимает полторы страницы мелким шрифтом и все это – прекрасная и удивительная музыка, бывшая актуальной в 1967 году, то есть по определению лучшая в поп-культуре. Вобщем, чистое удовольствие, легкое дополнение к «Мечтателям» /Dreamers, The/ (2003) и «Через Вселенную» /Across the Universe/ (2007), воскрешающих мечту о 60-х для душноватых нулевых.
Герой второй истории – само ржавое корыто и те люди, которые мечтают его утопить. В фильме об этом почти не рассказывается, говорится только, что в те годы в Англии современная поп-музыка на BBC, единственной легальной широковещательной организации, играла два часа в неделю.
Поэтому все неизбежно слушали пиратские радиостанции. Они были вполне прибыльным бизнесом, в который вкладывались английские и американские бизнесмены. Они нарушали монополию BBC на вещание, и те, кто слушали это радио, тоже нарушали лицензию и совершали административное правонарушение. Правительство их ненавидело, но после того, как главные пиратские станции закрылись или убрались к другим берегам, BBC переформатировало одну из своих станций под формат довольно близкий к тому, что делали пираты, с свободным ди-джейским трепом и современной музыкой. Туда, кстати, пошел работать Джон Пил, самый знаменитый ди-джей двадцатого века, начинавший на пиратском Radio London, одном из прототипов рок-корабля "Рок-волны".
А еще спустя шесть лет в Великобритании разрешили коммерческие радиостанции. Ричард Кертис в конце фильма показывает толстую пачку обложек лучших английских рок-альбомов и непринужденно вписывает пиратские радиостанции в историю рок-н-ролла, а ту – во всемирную историю борьбы за свободу слушать любую фигню и самовыражаться. В жизни все примерно так и было – разве что одну из пиратских радиостанций обвинили в том, что она под видом рок-песенок передавала врагу секретную информацию, а все прочие в условиях холодной войны нарушали монополию правительство Соединенного Королевства на пропаганду.
Потом, когда пиратские станции стали совсем маргинальной нишевой историей, чиновники с тем же энтузиазмом ополчились на рейвы, сейчас, вероятно, они придумают что-нибудь еще.