Маркетологи давно установили, что если реклама выглядит не как реклама, а как нечто самостоятельное, интересное, увлекательное и загадочное, то люди будут делиться ею друг с другом намного охотней
Комедия «Борат» в середине нулевых годов получила довольно необычную раскрутку через СМИ: перед премьерой никому тогда не известный британский комик Саша Барон Коэн засветился в огромном количестве американских телешоу в образе дураковатого казахского журналиста, удивив и рассмешив многих граждан своими скотскими манерами (сколько при этом было перецеловано телеведущих мужского пола – не сосчитать). Потом «вдруг» выяснилось, что об американских приключениях Бората уже снят целый фильм – естественно, публика, помня о первом впечатлении, захотела продлить удовольствие, раскупила билеты и сделала ленту хитом.
К рекламе хоррора «Психо» Альфред Хичкок подошел креативно. Режиссер так беспокоился, чтобы подробности детективной интриги, опутавшей мотель Бейтса, не просочились наружу до премьеры, что запретил исполнителям главных ролей раздавать какие-либо интервью. Также он не стал устраивать показов для критиков – те смогли посмотреть фильм только вместе с широкой публикой и не успели испортить зрителям впечатление никакими спойлерами. Но без рекламы фильм не остался: Хичкок смастерил для него необычный трейлер длиной аж в 6 с половиной минут, в котором от сюжета не было ничего, кроме декораций (описанных в ролике как «место действия»). Режиссер, выступивший в роли гида, неспешно провел камеру по зловещему дому Бейтсов, загадочным тоном поведал, что здесь разыгралась леденящая кровь трагедия, и сделал ряд других многозначительных намеков, призванных разжечь любопытство аудитории. В конце ролика зрителей ожидал шок – за отдернутой Хичкоком занавеской душа обнаружилась вопящая женщина. После такого, конечно, всем захотелось узнать, что же все-таки стряслось в этом ужасном доме. Отдельной строкой трейлер предупреждал, что фильм нужно смотреть во всей его полноте и опоздавших в зал не впустят. Альфред не шутил: билетеры в кинотеатрах действительно действовали строго. Все эти меры обеспечили ленте по-настоящему внимательный прием. И реклама не врала: фильм действительно стоил просмотра от первой до последней минуты.
Помните «Хронику»? Несколько молодых ребят обретают суперсилу, позволяющую им летать по воздуху, но неумение правильно распорядиться этим даром ведет к печальным последствиям… Бюджет ленты Джоша Транка слишком скромен, чтобы обеспечить ей достойную рекламную огласку, поэтому зрителя решили интриговать другим путем. После того как потенциальный потребитель насмотрелся на постеры с летящими по воздуху фигурами, режиссер и его друзья взяли несколько летательных аппаратов с моторчиками, снабдили насадками, придавшими самолетикам вид человеческих фигур, и запустили в небо над Нью-Йорком. Издалека все выглядело очень эффектно – совсем как на афишах. Акция продлилась всего пять минут, но этого хватило для достижения нужного эффекта: снятый Транком по ходу дела видеоролик с парящими «человечками» был загружен в Интернет под названием «Летающие люди в Нью-Йорк Сити» и быстро набрал 9 миллионов просмотров (в конце видео появлялся логотип фильма, и этого намека многим оказалось достаточно). Кроме того, человекообразные аэропланы привлекли внимание большого количества прохожих и попали в местные теленовости. Не приходится удивляться, что по итогу «Хроника» собрала в прокате в 10 раз больше денег, чем на нее было потрачено.
Никакой разговор о вирусных кампаниях не будет полным без хоррора «Ведьма из Блэр», авторы которого первыми додумались использовать Интернет для продвижения своей ленты. Поскольку режиссеры Дэниел Мирик и Эдуардо Санчез решили убедить всех, что история с тремя студентами, без вести пропавшими в лесу и оставившими после себя лишь несколько коробок с кинопленками, случилась по-настоящему, то и веб-страничка фильма была оформлена соответственно. Посетители сайта, появившегося в 1999 году, могли посмотреть там интервью с «полицейскими» и с «родителями» пропавших студентов, полюбоваться их детскими фотографиями и выпускными альбомами – в общем, убедиться, что в «Ведьме из Блэр» фигурируют вполне реальные люди с реальным прошлым и что их исчезновение действительно расследовали копы. Попутно в журнале Viriety была выкуплена целая страница, на которой не было ничего, кроме ссылки на сайт и числа заходов на него (на тот момент – более 22 миллионов). Не могли не будоражить и профайлы актеров на IMDb, где статус всех троих был еще целый год обозначен как «считается пропавшим без вести». Помимо прочего, перед премьерой по телеканалу Sci-Fi Channel был показан псевдодокументальный фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», нашпигованный фальшивыми газетными вырезками, поддельными отрывками из теленовостей и постановочными интервью с «экспертами», удостоверявшими, что да, люди в лесах Мэриленда и раньше неоднократно пропадали… Все эти видеоматериалы были вырезаны из «режиссерской версии» фильма, поскольку слишком утяжеляли сюжет, но не пропали зря – часть была вставлена в телевизионную документалку, часть пошла на оформление веб-сайта. В конце 90-х люди были доверчивей, чем сегодня, поэтому кампания произвела эффект разорвавшейся бомбы: зрители наводнили кинотеатры, и «Ведьма из Блэр» стала самым прибыльным фильмом всех времен. На фейк купилась даже полиция, пытавшаяся выяснить, где ребята добыли пленку. Потом Мирик и Санчес еще долго пытались доказать, что выдумали всю историю, но им никто не верил. Поэтому постановщики не корят себя за то, что фильм заработал много денег с помощью обмана, – ведь люди, по их мнению, «сами стремятся обмануть себя».
Фантастический фильм «Монстро» о нападении на Нью-Йорк огромного чудовища, замаскированный под «найденную пленку», не стал бы событием, если бы не изобретательная рекламная кампания, почти целиком построенная на «вирусах». Чтобы все это сработало и загадочность не была бы испорчена спойлерами и утечками, продюсер Джей Джей Абрамс использовал методы «Ведьмы из Блэр», помноженные на современные технологии: на главные роли были взяты не известные никому актеры, проходившие кинопробы без чтения сценария (он выдавался им уже на съемочной площадке, причем по частям, так что никто не знал всего сюжета). В трейлере фильма, замаскированном под обрывок «найденной пленки», отсутствовал заголовок – этот вирусный ролик был заброшен в Интернет, еще когда шли съемки, так что к премьере аудитория уже сгорала от любопытства. Масла подлили запущенные маркетологами веб-сайты несуществующих компаний, фигурирующих в фильме (например, производителей японского якобы напитка Slusho!), и профайлы в соцсетях, обновлявшиеся от лица персонажей ленты. В сумме вся эта информация не раскрывала важных деталей сюжета, но добавляла к нему много интересных штрихов и, разумеется, интриговала. Итог известен: у «Монстро» все получилось.
Полнометражный мультфильм «Симпсоны в кино», выпущенный в 2007-м, можно было бы вовсе никак не рекламировать, и все равно он имел бы успех, ведь к тому моменту сериал о семейке из городка Спрингфилд с успехом шел по ТВ уже 20 лет, и в Америке, наверное, не было ни одного человека, который не узнал бы желтые физиономии на афишах. Тем не менее маркетологи решили лишний раз порадовать аудиторию (все уже так привыкли к Симпсонам, что тут обычная реклама выглядела бы скучновато) и устроили ряд акций в духе «Симпсоны прорываются в реальный мир». По их задумке десятки магазинчиков популярной сети 7-Eleven на несколько недель изменили свой вид, превратившись в любимые Гомером Симпсоном Kwik-E-Mart’ы. Другим способом разрушить стену между реальным миром и воображаемым стала забава «Симпсонизируй себя», доступная на сайте сети закусочных Burger King (любой желающий мог загрузить туда свое фото для обработки и увидеть, как бы он смотрелся, если бы был персонажем мультсериала). Вдобавок партнерство киностудии с авиакомпанией JetBlue позволило на некоторое время объявить ее «Официальными авиалиниями Спрингфилда». В общем, если кто и не знал, что скоро в кинотеатрах покажут Симпсонов, то после вирусной волны об этом не судачил только ленивый. Американцы остались довольны.
Хоррор итальянца Руджеро Деодато «Ад каннибалов», который принято считать главным «псевдодокументальным» шедевром ХХ века («Ведьма из Блэр» шла уже по его стопам), в рекламе, в принципе, не нуждался: скандал вокруг него возник такой, что само содержание раздуло неслабый «сарафан». История маскировалась под набор видеозаписей, якобы найденных в джунглях: вот белые люди с камерами пришли в гости к людоедам, а вот людоеды их убивают и кушают, пока не заканчивается пленка… Благодаря тому что актеры по ходу дела расчленили перед камерой несколько обезьян и черепаху, зрители готовно поверили и во все остальное. Деодато этого показалось мало: чтобы эффект был еще сильней, он обязал всех участников ленты целый год не появляться на публике – пускай все думают, что бедняг и правда сожрали. Но шум в прессе в итоге поднялся такой, что вскоре после премьеры фильм в Италии запретили, и его режиссера и продюсера едва не посадили в тюрьму. Ничего не поделаешь – пришлось продемонстрировать в суде живых и здоровых актеров. За издевательство над животными, впрочем, Руджеро досталось все равно.
Далеко не всякий зритель знает историю стран Африки достаточно хорошо, чтобы понимать, что сюжет сай-фая «Район № 9» – это завуалированная сатира на времена апартеида в ЮАР, когда чернокожее население не имело права жить в больших городах, рядом с белыми людьми, и ютилось в поселках на окраинах. В фильме в таких же трущобах живет колония высадившихся на Землю инопланетных тараканов, которые сильно ограничены в правах и не могут пользоваться многими благами, доступными людям. Рекламировать такое кино было непросто: режиссер «Района № 9» Нил Бломкамп был дебютантом, актеры тоже никому не были известны… Посему раскручивать ленту стали через вирусный маркетинг: для нее были напечатаны загадочные постеры и баннеры в виде щитов, незадолго до премьеры появившиеся на улицах крупных американских городов и в общественном транспорте. Надписи по типу «Этот автобус только для человеческих существ!» разожгли всеобщее любопытство, зрители стали искать в Интернете упоминания Района № 9 и быстро обнаружили сайт организации Multi-National United, которая в фильме третирует тараканов, а также разные оппозиционные ресурсы, на которых эту организацию критикуют за антигуманное отношение к пришельцам. Любопытные могли также почитать блог одного из тараканов и походить по сайту фильма, существовавшему в двух версиях – для людей и пришельцев. В итоге многие пришли к мысли, что хотели бы посмотреть кино обо всех этих событиях, – и фильм собрал очень впечатляющую кассу.
В 2011 году мало кто помнил передачу «Маппет-шоу»; для зрителей нового поколения это было что-то древнее, присыпанное пылью и поросшее мхом. Маркетологи полнометражного перезапуска «Маппетов» задумались: как бы доказать молодежи, что эти плюшевые звери все еще ого-го? И придумали отличный ход. К фильму были выпущены постеры и трейлеры, пародирующие популярные ленты самых разных жанров: «Сумерки», «Мстители», «Кот в сапогах», «Девушка с татуировкой дракона», «Паранормальное явление 3», «Мальчишник: из Вегаса в Бангкок»… Дуракаваляние лягушонка Кермита и компании выглядело весьма свежо и привлекло внимание многих потенциальных зрителей, а кому этого было мало, тех убедило последовавшее за этим участие плюшевых персонажей в целом ряде американских телешоу, включая The X Factor и рестлинговые бои. Перезагрузка «Маппетов» прошла успешно.
Дэвид Финчер желал окружить свой фильм «Бойцовский клуб» загадками и дезинформацией, для чего заказал минималистичный постер с изображением куска мыла и собственноручно снял тизер, в котором Брэд Питт выступал от имени не актера, а своего шкодливого персонажа Тайлера Дердена. В ролике, замаскированном под объявление, какие часто можно услышать в торговых центрах, Питт сначала объяснял, как следует вести себя в случае пожара, а затем, словно бы считая, что запись уже закончилась, неожиданно добавлял: «А вы в курсе, что моча стерильна? Ее можно пить». Другой ролик изображал Эдварда Нортона, читающего в театре лекцию об этикете, в середине которой актер вдруг заявлял: «И помните, никто не имеет права трогать вас в районе плавок». Эти объявления режиссер намеревался крутить в кинотеатрах без каких-либо дополнительных объяснений, дабы вызвать у аудитории смятение и раздумья: а у этих парней точно все дома? К сожалению, студия в последний момент зарубила вирусную кампанию, решив рекламировать фильм обычными средствами: с помощью пресс-джанкета, интервью, спойлерных телероликов, раскрывающих содержание, и прочих вещей, которые Финчер резко осудил. В итоге «традиционная» реклама привлекла совсем не ту аудиторию, которой бы понравился фильм, и «Бойцовский клуб» провалился в прокате. Своего благодарного зрителя он нашел только после выпуска на хоумвидео. А ведь счастье было так возможно…