Очередные приключения двух забавных галлов и их собачки
Войска Юлия Цезаря захватывают Британию. Не сдается только одна маленькая деревня, гарнизон защитников которой возглавляет сама королева Корделия. Прослышав о галльской деревушке, жителям которой удалось отбить римлян, она оправляет туда посланца Красовакса. Тот уговаривает галлов помочь соседям и, в частности, передать осажденным бочку с волшебным напитком, который и делает их столь сильными. Доставку берут на себя знаменитые Астерикс и Обеликс. Одновременно вождь поручает парочке своего трусоватого племянника Гадовакса, и дабы сделать из парня мужчину, те берут его собой в опасное путешествие.
Это уже четвертый фильм по мотивам знаменитого комикса, в основу его легла книжка 1966 года "Астерикс в Британии". Для одной из сюжетных линий – возможно, самой удачной – режиссер Лоран Тирар также использовал комик "Астерикс и норманны". Еще один важный технический момент: Астерикса снова поменяли. Напомним, в первых двух сериях его играл фирменный Кристиан Клавье, в третьей – Кловис Корнийяк, теперь роль досталась Эдуарду Баэру. И нельзя сказать, что последний был чем-то особенно плох, однако коней на переправе все же не меняют, а память о Клавье еще более чем жива. Как итог: Астерикс Баэра кажется таким же фальшивым, как его накладные усы, несмотря на все комедийные старания актера.
Впрочем, это ощущение субъективное – с тем же успехом можно придраться и к тому, что у Жерара Депардье, который вернулся на роль силача Обеликса, ненастоящее пузо. В конце концов, несуразность и мультяшность происходящего давно стала фирменной чертой всей франшизы и при желании можно вообще считать перестановку кадров режиссерским ходом – а не нравится, как говорится, идите на Вуди Аллена.
Тем временем значительная часть нынешней, четвертой ленты, ожидаемо строится на фирменном французским высмеиванием британцев с их чопорностью, этикетом и неспособностью проявлять чувства. Например, в одном из эпизодов одержимой хорошими манерами старой деве, которая служит домомучительнецей в поместье у невесты Красовакса, удается вылепить джентльмена даже из дикаря-норманна (камео французского комика Дэни Буна). При этом сам Красовакс всю дорогу рассекает в килте, жители осажденной деревни носят береты, а музыкальный ансамбль, к которому в конечном итоге присоединяется Гадовакс, неотвратимо напоминает The Beatles. Ну куда без этого: пра-англичане, разумеется, играют в регби (и залечивают спортивные травмы элем). Остается только удивляться, почему на протяжении всего экранного времени над Туманным Альбионом ярко светит солнце.
Впрочем, не Британией единой – ключевая батальная сцена ленты построена как оммаж "300 спартанцам", а Юлий Цезарь оказывается внезапным фанатом "Звездных войн". Есть в ленте также попытки социального юмора. Более того, с одним индийским иммигрантом здесь связана отдельная сюжетная линия, которая в конце концов приводит к утверждению на земле бриттов еще одной их важной традиции (впрочем, угадать к чему дело идет, можно почти сразу, что комический эффект несколько подмачивает).
Однако даже несмотря на эти отступления, новые "Астерикс и Обеликс" выглядят именно как "инсайд джоук". Причем речь не столько о подколках в адрес бриттов, сколько о чисто французской кинокомикс-специфике ленты, благодаря которой и предыдущие серии собирали хорошо, но собирали в основном на родине. Например, самый успешный на сегодняшний день фильм франшизы «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» во Франции посмотрели 14 миллионов человек, а в Испании, занявшей второе место, – 1,56 миллиона.
Впрочем, сборы третьих «Олимпийских игр» показали, что дурашливые галлийские силачи не так уж чужды сердцам российских зрителей. И надо, конечно, посмотреть, как пойдут дела у "Британии…", а там глядишь, можно будет этим французам и наших «Трех Богатырей» показать.