Идейно сомнительная семейная комедия о клане недотеп, которые обретают суперспособности и отправляются грабить банк
Мелкий контрабандист Олег (Павел Деревянко) из-за своей жадности оказывается по уши в долгах. Чтобы вернуть миллион авторитетному бандиту, он просит отца своей девушки (Роман Мадянов) взять кредит под залог дома, где живет вся большая семья Бобровых. Во время семейного ужина крышу пробивает метеорит, и под его воздействием все, кто был в доме, обретают суперспособности. Девушка Олега (Оксана Акиньшина) теперь может становиться невидимой, ей сестра (Ирина Пегова) – летать, их отец – телепортироваться… И так далее. Однако эти таланты действуют лишь тогда, когда вся семья в сборе, поблизости друг от друга. Осознав, какой подарок сделала ему судьба, Олег убеждает потенциальных родственников ограбить банк и решить все его и их финансовые проблемы.
Знаете старый анекдот про рабочего, который копает ямы, и другого рабочего, который их тут же закапывает – потому что третий рабочий, который должен был сажать деревья, сидит на больничном? После «СуперБобровых» российское кино напоминает обоих этих трудяг. Потому что пока фильмы для взрослых плачут навзрыд из-за того, что у нас кругом коррупция и беззаконие, семейная комедия Дмитрия Дьяченко («Кухня в Париже», «О чем говорят мужчины») коррупцию и беззаконие пропагандирует.
Да-да, именно так. Режиссер даже в пресс-релизе фильма отмечает: «В отличие от голливудских фильмов, где супергерои спасают мир и сражаются за высшую справедливость, герои нашей истории – самые обычные ребята, которые борются за свое собственное счастье и благополучие». В американском кино таких персонажей называют «суперзлодеями». Или на худой конец «антигероями», если они в своих интересах совершают положительные поступки. Но Бобровы под это мягкое определение не подходят. Хотя в самом начале картины у них закрадывается мыслишка о том, чтобы использовать свои суперталанты во благо людей или для их развлечения, они такие мысли отгоняют и им не следуют. За весь фильм «супергерои» улучшают жизнь лишь одного постороннего человека. Угадайте, кого?
Правильно, авторитетного бандита Валеры, которому Олег задолжал. Это весьма мерзкий тип, который грозит герою, что разрежет его на органы. Но в идейном мире «СуперБобровых» Валера – просто суровый «настоящий пацан», которому, конечно же, надо вернуть его грязный миллион и с которым можно и нужно иметь дело. Хотя и осторожно. А вот полицейские, которые за весь фильм не совершают ровным счетом ничего плохого, – настоящие враги. Их работе можно мешать, их машины можно разбивать, ими можно кидаться как подушками. Потому что они подло стоят на пути Бобровых к миллионам, а это непростительно. Ату их, волков позорных! Девочки хотят в кругосветное путешествие!
Да, картина подчеркивает, что семья важнее денег. Но на этом она останавливается. А это и есть определение коррупции: «Помогать родным и близким и зарабатывать деньги любыми путями». В «СуперБобровых» герои не начинают с преступлений и постепенно приходят к подвигам, как в голливудской «Маске». Они на преступлениях застревают. И фильм никак особенно не наказывает их за то, что в их системе ценностей лишь два пункта: «Семья и деньги».
Будь это фильм для взрослых, к нему не было бы идейных претензий. Криминальная комедия – уважаемый жанр. Но «СуперБобровы» – семейное кино с рейтингом 12+. То есть предназначена она, в частности, для подростков, которые как раз становятся членами общества. Но вместо того, чтобы продвигать ценности вроде тех, которые пропагандируют западные супергеройские ленты, фильм Дьяченко убеждает, что если у тебя есть возможность, то грех не украсть, не разбить, не побить. А то научишь случайно детей хорошему, и не про что будет потом «Левиафаны» снимать. Предусмотрительно! Кстати, Роман Мадянов – как раз оттуда, из «Левиафана».
Впрочем, надо честно признать, что поведение Бобровых куда более правдоподобно, чем героизм Людей-пауков и Железных Человеков, и типажи этой туповатой семейки вполне узнаваемы. От деда-сталиниста (Владимир Толоконников из «Собачьего сердца») до внука, который, несмотря на астму, рвется в армию, потому что уже видеть не может физиономии родных и слышать их подколки. Это чувство разделяют и дед, и сестры парня – все мечтают отделаться друг от друга, уехать из общего дома и зажить самостоятельной жизнью (или, как дед, спокойно умереть). И юмор фильма в значительной степени строится на том, что сотрудничать Бобровы не могут и не желают, но им приходится это делать. Потому что все хотят поделить три миллиона долларов из банковского сейфа.
Кстати, о юморе. Шуток, приколов и нелепых ситуаций в картине много, и забавных среди них немало, но моменты, которые вызывают гомерический хохот, можно пересчитать по пальцам. Так что комедия это компетентная, но не выдающаяся. Сюжет же подкачал – в середине повествования лента явственно провисает, когда некоторые Бобровы вдруг начинают требовать, чтобы Олег помог выполнить их заветные желания. Младшая девочка, например, еще даже не подросток, заставляет Олега сходить с ней на «свидание» в дорогой ресторан, потому что завидует старшей сестре. При этом она красится как взрослая женщина. Смотрится это не смешно, а дико, и действие этот момент никак особенно не продвигает. Чистая, дистиллированная вода.
К концу ленты, впрочем, сюжет набирает скорость и отчасти компенсирует недостатки середины фильма. Но даже в финале чувствуется склонность «СуперБобровых» ходить кругами, и в целом картина оставляет ощущение некоторой неаккуратности. Что ж, по крайней мере спецэффекты фильма достаточно убедительны. И это не очередная романтическая комедия и не новый плач Ярославны о том, как у нас все плохо. Когда смотришь российское кино, приходится довольствоваться малым.
С 17 марта в кино.