28 июля исполняется 71 год с премьеры диснеевской «Алисы в Стране чудес» — одной из первых и наиболее любимых зрителями экранизаций сказки английского писателя-сюрреалиста Льюиса Кэрролла, которая подарила нам незабываемые образы полосатого кота, курящей гусеницы, Шляпника, обезумевшей Королевы Червей и, конечно, самой Алисы. К счастью, адаптация 1951 года — далеко не единственное успешное переосмысление творчества Кэрролла. В разное время за «Алису» брались голливудский режиссер Тим Бертон, советский аниматор Ефрем Пружанский и многие другие.
В честь дня рождения «Алисы в Стране чудес» вспоминаем самые интересные и яркие экранизации знаменитой сказки.
Причудливый черно-белый фильм Нормана МакЛеода с Шарлоттой Генри и Кэри Грантом в главных ролях крайне далек от безумной психоделики одноименного диснеевского мультфильма. Напротив, картина МакЛеода — это сложное, местами клаустрофобное переосмысление сказки Льюиса Кэрролла, населенное странными образами в костюмах, истоки которых уходят в плоскость немецкого экспрессионизма. «Алиса в Стране чудес» 1933 года явно предназначалась не для детей, а для их родителей. По числу странных и откровенно пугающих кадров — чего стоит только один эпизод с визжащим младенцем — лента МакЛеода может соперничать разве что с работами Тода Браунинга («Уродцы», «Знак вампира»). Как говорится, особо впечатлительным лучше не смотреть.
Экранизация авторства одного из главных представителей французской «новой волны» Клода Шаброля («Красавчик Серж») разворачивается во Франции 70-х годов. Главная героиня фильма — Алиса Кароль (Сильвия Кристель) — сбегает от нелюбимого мужа только для того, чтобы попасть в лапы маньяка, который запирает девушку в собственном доме и недвусмысленно намекает на то, что «бездна уже совсем близко». По мере развития событий Шаброль все больше уходит в сюрреализм, демонстрируя зрителям различные параллельные реальности происходящего, философски размышляя о дуализме добра и зла. В ленте «Алиса, или Последний побег» четко ощущается атмосфера всепоглощающего саспенса, очевидно позаимствованная у Хичкока. Только, в отличие от мастера ужаса, Шаброль работает на территории фантастического парадокса, а не психологического триллера.
В этой сюрреалистической версии «Алисы в Стране чудес» режиссера Яна Шванкмайера участвует всего одна актриса — Кристина Кохоутова в роли собственно Алисы. Все остальные персонажи фильма — ужасные снаружи, но милые внутри кукольные порождения больной фантазии Шванкмайера, которые к сказке Кэрролла, конечно, никакого отношения не имеют. Тем не менее эта отвлеченность от оригинального текста придает «Алисе» неповторимый мрачный шарм и оригинальность. Картина Шванкмайера вряд ли станет большим откровением для тех, кто уже знаком с творчеством чешского режиссера («Полено», «Лунатизм»), однако определенно произведет впечатление на всех остальных.
Одной из самых зрительских экранизаций «Алисы в Стране чудес» является одноименная адаптация Джона Хендерсона («Лох-Несс»), снятая в 1998 году британским каналом Channel 4. В роли Алисы — Кейт Бекинсейл («Интуиция», «Другой мир»). И, несмотря на то что сюжет в большей степени сконцентрирован на второй книге Льюиса Кэрролла, в фильме также можно найти референсы и к самой «Алисе в Стране чудес». Хендерсон, в отличие от предшественников, максимально старается придерживаться текста оригинала и уже за это заслуживает уважения. Кроме того, «Алиса в Зазеркалье» внезапно похожа на настоящее семейное кино, а не на экзистенциальный психоделический ужас, как большая часть фильмов в этой подборке.
Знаменитые сказки Льюиса Кэрролла очень часто упоминаются в постапокалиптической франшизе «Обитель зла» голливудского режиссера Пола У.С. Андерсона. Как оказалось, еще во время производства первого фильма Андерсон попросил всех актеров воспринимать свои роли через основных персонажей «Алисы в Стране чудес». Помимо очевидного сходства между сюжетной линией героини Миллы Йовович и самой Алисы в «Обители зла» можно заметить множество отсылок на творчество Кэрролла. Например, первое убийство в фильме происходит через обезглавливание в коридоре Красной королевы.
Этот мини-сериал собрал все, что мы знаем о сказке, и просто перевернул это с ног на голову. Главный герой шоу (внезапно!) — Безумный Шляпник (Эндрю Ли Поттс) — революционер, торгующий наркотиками, который отправляется в безумное путешествие по подземному городу, следуя по следам загадочного Белого Кролика. Помимо неординарного сюжета и смены основного персонажа в сериале можно увидеть целую плеяду любимых актеров, таких как Кэти Бейтс («Мизери»), Гарри Дин Стэнтон («Твин Пикс») и даже Тим Карри.