Джеймс Ван - изобретатель универсальной формулы, мастер идеи и концепта, которые чаще всего впоследствии обретут самостоятельную творческую жизнь, (пусть и под надзором своего родителя).
Вана привычнее воспринимать как продюсера или автора в широком смысле слова: опробовав замысел в кресле режиссера, он остается проводником по созданным мирам, но уступает свои истории уже другим людям: созданный им убийца Пила вошел в поп-культурный канон наряду с другими культовыми злодеями, вселенная «Заклятия» однажды догонит Марвел по количеству фильмов, «Астрал» тоже был обречен на долгую и счастливую загробную жизнь. При этом сам Ван как режиссер также легко заходит в миры «чужие» вроде «Форсажа» или комиксов DC, быстро приспосабливаясь к уже установленным правилам игры. В день рождения гражданина мира (родился в Малайзии, вырос в Австралии, снимает в Голливуде) вспоминаем режиссерские работы Джеймса Вана.
Сразу отметим, что «Адский» (или «Стигийский») находится скорее не на последнем месте, а в категории «специальное упоминание». Дело в том, что DIY-дебют Джеймса Вана и его коллеги Шеннона Янга уже на протяжении нескольких лет безрезультатно ищут все фанаты автора. Фильм, повествующий о парочке, которая попадает в таинственный мир под названием Exile, в своё время даже брал приз на Андеграундном Мельбурнском фестивале, однако сейчас от него осталась пара скриншотов и скупая критика. Один из журналистов, который видел картину, очень лояльно описал все недостатки, но отметил талантливую работу с гримом. Остаётся лишь надеяться, что когда-нибудь «Адский» попадёт в руки к зрителям, неравнодушным к жанру.
С каждой новой частью «Форсаж» становился всё безумнее. Законы логики и физики — не для этой франшизы. Ей куда ближе пафосные накаченные водилы, экшен-сцены, фантастичнее, чем в «Матрице», и сюжетные повороты прямиком из Болливуда. Самый, пожалуй, эффектный эпизод седьмого фильма — сражение Доминика Торетто (Вин Дизель) и Деккарда Шоу (Джейсон Стейтем). Сначала они врезаются друг в друга на машинах и безрезультатно перестреливаются, а затем, решив, что пули не для настоящих мужиков, начинают дуэль на холодном оружии — один, вооружившись железякой, оторванной от тачки, а другой — гаечным ключом. Всё это смешно, зрелищно и даже в рамках серии крайне дико, но большой вопрос, насколько это заслуга Вана, выступившего лишь эдаким пассажиром во франшизе, которая по понятным причинам не особо-то и нуждается в авторах.
Смертный приговор скорее даже не триллер (и уж точно не мистический), а боевик категории B, своего рода пересказ на языке нулевых многочисленных историй из 80-х о хороших парнях, которые вынуждены были спуститься на самое дно. Ник менеджер в крупной фирме, дом полная чаша, в идеальную картинку американской мечты вмешался случай, как это обычно и бывает роковой: старший сын Ника стал жертвой разборок банд (что еще хуже обряда посвящения в эту самую группировку) и белый воротничок превратился в безжалостного мстителя. Злость, исступление и отчаяние Кевина Бейкона, играющего главную роль, перемешано с драками и погонями разной степени кровавости и динамики. Что действительно выглядит удивительным из сегодняшнего дня - это безнаказанность и тотальное беззаконие улиц. Трупы на экране множатся, принцип око за око вот-вот выкосит всю округу, а полицейские лишь беспомощно разводят руками, пока Ник по локоть испачкался в крови своих обидчиков.
Мама на кухне, а папа в астрале: экскурсию по сумеречной зоне духов Джеймс Ван продолжил по всем правилам сиквелов - быстрее, выше, сильнее. Дом еще более густонаселён всякими паранормальными тварями, а отец семейства ближе к финалу идет по стопам Джека Торренса и носится за женой и ребенком с огнетушителем в руках (ретроспективно стоит отметить, что Патрику Уилсону очень идет амплуа психопата). Продолжение не может похвастаться чем-то принципиально новым, но усиляет линию семьи и кровных узов, которая в чем-то для Вана становится магистральной в том же «Заклятие» - за всеми демонами и чертями прячется прозаическое и вечное желание к спокойствию и гармонии с родными и близкими.
На первый взгляд режиссёр, ставший известным благодаря дешёвым хоррорам, не выглядит как идеальный выбор на роль постановщика в многомиллионном блокбастере. Но именно из таких, как Ван, рождаются самые классные авторы экшен-фильмов (вспомните Питера Джексона и Сэма Рейми, тоже начинавших с малобюджетного трэша). Его «Аквамен» — буквально, оживший комикс: праздник красок и безумно весёлых сцен, одна эффектнее другой. Погони по старым городам, словно вылезшие из новой части Uncharted, до абсурда эпичные схватки огромных водных монстров и, конечно, финальная битва с её дикими ракурсами и пафосным (в хорошем смысле) слоу-мо. Это, вероятно, вообще один из лучших супергеройских фильмов последних лет — и точно самый выразительный.
«Мертвую тишину» можно считать главной репетицией оркестра Джеймс Вана перед выходом на большую сцену «Заклятия»: кукла-чревовещатель, проклятый старый дом, чертовщина связанная с прошлым целого городка здесь складывается в один пазл с расследованием детективным (линия которого могла перекочевать сюда из «Пилы»). Фильм самозабвенно следует всем классическим тропам нулевых с импульсивным монтажом и немного неряшливыми скримерами, но в то же время бесконечно подкупает фактурой кукол, механизмов и звучание старой детской песенки-считалки. Над сценарием к «Мертвой Тишине» Джеймс Ван работал вместе с актером Ли Уоннеллом - творческий союзник Вана еще с киношколы, о котором мы уже упоминали.
Не лучший фильм из дилогии «Заклятия», но точно одна из удачнейших работ Вана. Можно, конечно, хулить кино за вторичность и повторение всё тех же режиссёрских шаблонов, но на самом деле, несмотря на, действительно, меньшую изобретательность, сиквел отметился немного другими положительными сторонами. Если первая картина — скорее современный (по форме) «Изгоняющий дьявола», то «Заклятие 2» — более, что ли, семейный ужастик, который ещё и заканчивается трогательным кавером на Элвиса Пресли. Ван в своём «голливудском» периоде, будем честны, никогда не был равнодушен ко всей этой сентиментальности, но здесь она за всю его карьеру достигла пика. И не сказать, что это плохо — скорее, напротив, не по-хоррормейкерски мило.
«Заклятие 2», может, и «душевнее», но «Астрал» и в отношении сюжета (мальчик попадает в мир мёртвых и это куда интереснее, чем очередной «плохой» дом, с обитателями которого сражаются отчаянные экзорцисты), и в отношении формы, изобретательности приёмов куда лучше. Патрик Уилсон — как официальный талисман Джеймса Вана (снимался не только в хоррор-проектах режиссёра, но ещё и в «Аквамене») по-прежнему выглядит внушительно в роли самоотверженного отца. Пожалуй, этот дуэт в фильме становится вторым по важности — после истории — достоинством. До instant classic далеко, но в той эпохе ужасов точно останется одним из флагманов.
Начало вселенной похожей на Диснейленд в стране хорроров пока так и осталось непоколебимым флагманом этой паранормальной эскадры, и вполне возможно лучшим фильмом в ряду. Старый дом с заплесневелой тайной, игра в жмурки, потусторонние силы и охотники за приведениями с реальными биографиями Эд и Лоррейн Уоррен - приевшиеся механизмы страшилок и проклятий заработали под чутким руководством Вана с новой силой и непоколебимой уверенностью. После нескольких этюдов в современности Ван закономерно решил, что скрипеть половицами сподручнее в прошлом, как и искать отмеченные недобрыми духами дома и куклы, и отмотал маховик времени туда, где родился «Изгоняющий дьявола» (на которого он во многом опирался) - в 70-е. Шлейф невымышленной истории семьи Перронов, ламповое ретро (одна из самых впечатляющих сцен - проход по дому под песню Time of the season) и актеры не последней величины: Вера Фармига, Патрик Уилсон, Лили Тейлор и Рон Ливингстон - все вместе стало образцом мейнстримного хоррора.
Одна из самых долгоиграющих франшиз на свете, которая началась с короткометражки Уоннелла и Вана. Затем концепт разросся, появился потенциал для большой истории и так на экранах появилась та самая «Пила». До этого поджанр «пыточного порно» в широких кругах был представлен разве что низкокачественной «Подопытной свинкой», но авторский тандем смог использовать старые шаблоны для создания уж очень затейливой идеи. Конструктор, который учит людей ценить свою жизнь и для этого выбирает крайне нестандартные методы, стал не только героем серии — он превратился в поп-культурный образ, персонажа, узнаваемого по одним лишь обрывкам фраз. И едва ли стоит говорить о том, насколько «Пила» изменила рамки экранного насилия: Ван, возможно, сам того не желая, создал настолько уникальное явление, что оно переросло изначальный замысел, с каждым новым фильмом становясь всё одиознее и эффектнее.