Главный французский фильм года — про социальное напряжение и бунт униженных.
Стефан начинает работать в отделе по борьбе с преступностью в парижском пригороде Монфермейль — гетто, которое так и не восстановили после беспорядков 2005 года. В первый же день он отправляется на объезд со своими опытными коллегами, вечно агрессивным Крисом и мягкотелым Гвади, и попадает в эпицентр народных волнений: у цыгана-циркача кто-то украл львенка, в ответ он готовится объявить войну мусульманскому сообществу. Нелепые попытки решить конфликт приводят к столкновению с местными детьми и случайной стрельбе по одному из них, которая попадает на запись с дрона.
Француз Ладж Ли — один из двух дебютантов, чьи фильмы попали в основной конкурс Каннского кинофестиваля этого года (вторая — Мати Диоп с «Атлантикой»). Явление это редкое, и сообщает оно либо о выдающейся художественной силе картины, либо об ее влиятельных продюсерах. Не будем исключать второй вариант, но успех фильма, к счастью, можно объяснить и первым. В качестве доказательства приз жюри на все том же Каннском кинофестивале и неожиданное решение отправить «Отверженных» от Франции на «Оскар» вместо обласканного прессой «Портрета девушки в огне» Селин Сьямма. Это тот случай, когда расчет французской комиссии выглядит странным, но оправданным: шансов на победу у фильма про социальную несправедливость и уличную злость явно меньше, чем у обласканной прессой истории любви художницы и натурщицы. Зато это попросту честно: именно «Отверженные» олицетворяют современную Францию.
«Отверженные» — не просто дебютный фильм Ладжа Ли, а практически ремейк его одноименной короткометражки. Это довольно частый и не всегда оправданный прием, который в основном используют американские режиссеры, забывающие, что полный метр — это не всегда та же история, но с расширенным хронометражем. Благо, Ли идет по этой дорожке уверенно, не наступая на раскиданные повсюду грабли. Несмотря на то что фильм и короткометражка носят одно название, в них играют одни и те же актеры, а история перенесена без изменений, «Отверженные» расцветают благодаря сюжетной динамике, крепкой режиссуре и нюансам, которых так не хватало оригинальной работе.
В начале фильма зрителю показывают, какой единой силой становятся массы, объединенные общими эмоциями, — в первые минуты фильма это радость из-за первой за 20 лет победы сборной Франции на чемпионате мира по футболу. После этого действие переключается на трио полицейских, один из которых, как главный герой «Тренировочного дня», выходит на службу впервые. Из начального разговора помимо социальной иерархии пригорода зритель узнает, что именно здесь Виктор Гюго писал эпопею «Отверженные», называя Монфермей обителью маргиналов, униженных и полицейского произвола. Дальше дело за малым — понять, что смелое название фильма неслучайно, а в пригороде Парижа, теперь заселенном мигрантами, за два века ничего не изменилось.
«Отверженные» Ладжа Ли перекликаются с великой «Прослушкой» и «Делай как надо» Спайка Ли, но главный источник вдохновения считывается легко — это «Ненависть» Матьё Кассовица, в которой осмысляли массовые беспорядки и слепую ненависть, которая всегда приводит к трагедии. Несмотря на целый набор взрывоопасных тем, от исламофобии и расового напряжения до социальной несправедливости и полицейского произвола, «Отверженные» не превращаются в агитационный баннер за все хорошее и против всего плохого, а остаются скупой фиксацией реальности.
Ли не выражает симпатий своим героям, но показывает их людьми, вынужденными делать все, чтобы выжить, потому что его фильм — не политическое утверждение, а честная демонстрация злости и ненависти, которыми пропитаны бедные улицы Парижа. В выдающемся финальном эпизоде, эмоционально рифмующемся с прологом фильма, после 15 напряженных минут режиссер, который весь фильм дистанцировался, заставляет зрителя выбрать сторону и решить судьбу героев. Историю после открытого финала каждый допишет сам: будет это очередная бессмысленная война или долгожданное перемирие.