Одинаково некомпетентная и в фантастике, и в детективе картина привлекает лишь парой кровавых сцен да элегантным видом Эбби Корниш. В остальном «недосиквел» не стоит и минуты финчеровского «Семи»
Одинаково некомпетентная и в фантастике, и в детективе картина привлекает лишь парой кровавых сцен да элегантным видом Эбби Корниш. В остальном «недосиквел» не стоит и минуты финчеровского «Семи».
Когда криминальное расследование серийных убийств, которые объединяет на первый взгляд только орудие, заходит в тупик, следователи вынуждены привлечь к работе Джона Клэнси, человека, обладающего даром ясновидения. Изучение Джоном мест преступления и улик приводит его к выводу, что полиции противостоит человек с еще более выраженной способностью заглядывать в будущее. Преследование убийцы превращается в погоню, каждый шаг которой заранее известен обеим сторонам. Преимущество преступника Джон может нивелировать только одним способом – от него требуются непредсказуемые поступки, предугадать которые не поможет даже мистический дар.
Когда в конце 90-х к Дэвиду Финчеру пришли заинтересованные в продолжении триллера «Семь» продюсеры, режиссер с ходу отправил просителей на несколько латинских букв, сопроводив свое решение емким сравнением: «Я скорее соглашусь выжечь себе глаза сигаретными бычками, чем возьмусь за сиквел “Семи”». Полагаем, что Финчер даже не стал читать сценарий, иначе его тирада была бы еще красочнее и нацелена была бы не на собственные органы чувств, а на ливер жадных до денег вдохновителей никому не нужного фильма «Восемь» (оригинальное название, не правда ли?). Как бы то ни было, идея сиквела была пресечена на корню, а сценарий, претерпев необходимые правки, получил оригинальную сюжетную линию и был запущен в производство как ни в чем не зависящий от «Семи» проект. Результат можно увидеть в фильме под названием «Экстрасенсы».
Надо отметить, что создатели «Экстрасенсов» попытались взять от «Семи» максимум, что позволительно в рамках законного правообладания. Чернокожего Моргана Фримана здесь сменил Энтони Хопкинс, на место Брэда Питта привлечен Джеффри Дин Морган, оператор и монтажер бессовестно тырят сцены места преступления у своего именитого предшественника, а героев дежурно гоняют по дождливым улицам. Каждый волен по-своему трактовать это подражательство, но слепого копирования в нем явно больше, чем умелого цитирования и тонкого поклонения стилю. При этом отделаться от мысли о том, что «Экстрасенсы» на три головы менее умная, тонкая и мрачная история, не удается ни на секунду – общая несостоятельность фильма Альфонсо Пойарта видна невооруженным взглядом.
Безусловно, слабейшим компонентом подобного кино всегда является мистическая, сверхъестественная составляющая «дара» ясновидения. Сколько бы герой Хопкинса ни пытался убедить зрителей в том, что он не предвидит будущее, а всего лишь умело использует интуицию, картина явно выходит за рамки реальности и погружает зрителя в достаточно непритязательную фантастику, которая не дотягивает ни до «Дежа вю», ни даже до убогого «Пророка». Время от времени зрителя вводят в заблуждение демонстрацией «альтернативного течения событий» – то одного героя убьют, то другого, а потом отматывают назад и успокаивают: это было всего лишь интуитивное предсказание. За такой прием хочется отхлестать сценаристов по попе папкой со сценарием классического детектива, не прикрывающегося «чудесами».
Но даже и использование «чудес» не делает «Экстрасенсов» интересными – нет в фильме ни по-настоящему зрелищных погонь, ни добротно поставленных перестрелок (не называть же удобоваримым компьютерное слоу-мо полета пули в финальном противостоянии), да и персонажи картины оказываются искусственными до мозга костей. Попытка каждого из героев сделать выпуклыми привела к пресыщению: если герой любит свою семью, пусть умрет от рака, если девушка идет в полицию, пусть у нее будут неудачные сексуальные опыты и потерянный ребенок, если персонаж страдает от потери дочери, так пусть он и будет виновным в ее смерти, а если кто-то убивает без разбору, так пускай делает это из благих побуждений. Перебор для одного невзрачного фильма.
Обидно и за актеров. Джеффри Дину Моргану явно не хватает экранного времени, чтобы раскрыться в полной мере, Корниш скована образом холодной блондинки, Колин Фаррелл большую часть картины проводит где-то на периферии экстрасенсорных вспышек, а в финале позорно сливается. Что же касается главной звезды фильма Энтони Хопкинса, то актер играет в «Экстрасенсах» с такой ленцой, будто ему и в самом деле доступен дар предсказания прокатных и критических результатов будущей картины. Хотя, вполне возможно, это та самая интуиция. Лента, которая по большому счету не является ни фантастикой, ни детективом, не умеет ни развлечь, ни чему-то научить. Финчер был сто раз прав – некоторым страшным сказкам лучше закончиться на эпизоде с головой в коробке.
С 31 марта в кино.