Режиссер и сценарист Анатолий Эйрамджан ("Бабник", "Импотент", "Третий не лишний") снимает ежегодно по две картины. Как говорит его друг Юлий Гусман: "Вся страна в дефолте -- а он продолжает снимать кино, вся страна в ужасе после дефолта -- а он опять снимает кино, к тому же за рубежом...". Эйрамджан умудряется делать кино за смешные деньги, и при этом в его фильмах снимаются звезды: Л.Куравлев, М.Кокшенов, А.Панкратов-Черный, Н.Селезнева, Л.Полищук, М.Державин. Примечательно, что все эти актеры переходят вместе с Эйрамджаном из одной картины в другую. Его фильмы можно любить, можно ненавидеть. Суть не меняется. И если для одних -- они яркий пример развлекательного жанра, то для других -- образец несерьезной, даже неопрятной режиссуры...
Недавно состоялась премьера нового фильма Эйрамджана "Агент в мини-юбке".
Действие разворачивается на турецком курорте, в Анталии. Мужья, предпочитающие отдыхать без жен, даже и представить себе не могли, что за ними может следить детектив. Агент в юбке сделала за тысячу долларов все, чтобы предоставить компромат на "заказанного" мужа. Но объектом слежки случайно становится другой мужчина…
-- Анатолий Николаевич, вы представляете себе подобную ситуацию в вашей жизни? Ревнивая жена, слежка…
-- Это не из моей истории. Посмотрите на мою жену!
-- Вы, наверное, от природы шутник? Почему такая верность жанру комедии?
-- Думаю, что родился сразу с чувством юмора, первые нежелательные проявления которого начались еще в школе. Учителя писали в дневнике замечания: "допускал реплики, вызывающие смех, чем срывал занятие". Да и вообще, мы – бакинцы, по-моему, все с юмором.
-- Восточный юмор – это что-то особенное?
-- В 50-60-х годах Баку был свободным городом. Все мы общались между собой на русском языке. Тогда еще не было нефтяного бума. Тихо, спокойно, демократично и весело. Получилось, что я так и не научился писать по-армянски, а восточный юмор переплелся у меня с русским анекдотом. Мой друг Рустам Ибрагимбеков тоже не написал ни одного сценария на азербайджанском языке. Мы просто были веселыми бакинцами, без конца разыгрывающими друг друга и жившими в атмосфере вечного веселья.
-- Как и когда веселый Эйрамджан пришел в кинематограф?
-- Когда Институт нефти и газа остался позади, Ибрагимбеков посоветовал мне поступить на Высшие сценарные курсы. Мой педагог Ольшанский через две недели заявил: "Зря вы ко мне пришли. Я не пишу комедии. А вы явный комедиограф". Тем не менее, я стал у него их писать, а ему оставалось терпеливо читать. С той поры я написал много сценариев, но самыми удачными считаю "Самая обаятельная и привлекательная", "Где находится нофелет?" и "Витя Глушаков – друг апачей". А с 1989 года начал снимать сам.
-- Разрешите задать нетактичный вопрос? Для кого вы снимаете откровенные пустышки?
-- Мои фильмы – для простых, задушевных людей. Да, мои зрители не отягощены излишними интеллектуальными потугами. И я их люблю такими, какие они есть. Для меня все, что просто – то хорошо. Возьмите любое произведение Толстого или Чехова – ведь в них нет ничего заумного
-- Ой, как спорно…
-- У каждого свое ощущение правды и искусства. Но я уверен, что мои люди – классические зрители, которые хотят увидеть на экране правду, к тому же смешную. А те, кто меня не любит, пусть живут без меня.
-- Ни разу не возникла потребность вылезти из ниши и попробовать себя в другом кино?
-- А зачем и для чего? Вот вам пример. Я недавно снял фильм "Ультиматум" с легким отступлением в другую область. И хоть не изменил себе сильно, но процентов 30 зрителей потерял.
-- Разве творческий поиск предполагает обязательный выигрыш?
-- Как видите, я уже не мальчик…Для меня главное – мой зритель. Эксперимент с "Ультиматумом" отвернул от меня часть зрителей, а новых не дал! Зачем мне такой итог?
-- Ваши фильмы смотрят за границей?
-- Конечно, особенно в Нью-Йорке. Но сам я для этого ничего не делаю. Кассеты с фильмами попадают во все страны и благополучно раскупаются русскоязычной публикой.
-- С чего начинаются ваши комедии? Откуда берутся сюжеты? Это фантазии или копии жизненных ситуаций?
-- Все совсем по-другому. Сюжет подгоняется под ситуацию. И каждый раз приходится решать новую определенную задачу. Например, появилась возможность поехать в Турцию, но для этого надо решить логически, как козла, капусту и волка перевезти через реку. Решил. Привлекли тех, кому было интересно, чтобы мы снимались на этом курорте. А я быстренько придумал историю под данную местность. Вот вам и "Агент в мини-юбке". Например, фильм "Третий не лишний" снимался во время круиза "Сингапур-Одесса". Я узнал, что есть такой круиз и заболел им. Договорился, что всей группе дадут скидки, и специально под круиз написал сценарий. У меня не бывает мучительных процессов рождения сценария. Для нас съемки каждого фильма проходят как игра, как праздник. Мои актеры всегда работают в хороших условиях, на пользу здоровья. Вот этой зимой задумали снимать в Майами. Мы уже там делали два фильма – "Примадонна Мэри" и "Когда все свои". Теперь придумаю под эту поездку новый сюжет…
-- А кто находит спонсоров?
-- Каждый из нас. Но хочу подчеркнуть, что деньги, которыми мы манипулируем – не спонсорские, а инвесторские. Это значит, что деньги мы всегда возвращаем. Снимаем ведь на мизерный бюджет. Суммы выше 300 тыс. долл., обычно не возвращаются. Я это точно знаю. У нас другие цифры – собираемся снять на 100 тыс. долл. два фильма. Поживем, поработаем на берегу океана… Я никогда не мучаю актеров и всегда после репетиции снимаю только один дубль. Бывает, что они сами просят повтора. Зачем? Лучшее – враг хорошего.
-- Теперь понятно, почему ваш звездный состав не распадается.
-- Это мое ноу-хау, на котором я сделал все свои тринадцать фильмов.