Неподходящая мишень для ваших отравленных критических стрел. Marvel снова в отличной форме и представляет нового героя, с которым все мы будем рады увидеться снова...э-э-э...где-нибудь через годик.
Тор (Хемсворт), претендент на трон способной перемещаться по различным измерениям расы, представителей которой на Земле почитают как богов, изгнан из Асгарда своим отцом Одином (Хопкинс) и сослан на Землю. Здесь он должен познать самого себя и лицом к лицу встретить угрозу со стороны своего ревнивого брата Локи (Хиддлстон)…
* Абзац построен на непереводимой игре слов, основанной на различных значениях английского слова "cheesy": это и "сырный", и "низкопробный", и "полная лажа"
Если вы, подобно Джону Клизу из классического скетча "Монти Пайтона", обожаете сыр (или его кинематографические аналоги*) и вдруг обнаружили, что любимого деликатеса нигде нет, то после просмотра "Тора" Кеннета Браны, последнего из фильмов о супергероях, профинансованных Marvel, вас может ожидать такое же разочарование. На первый взгляд, весь чеддер, необходимый для того, чтобы посостязаться на конвенциях с соперниками типа Флэша Гордона, в наличии: огромные декорации, неправдоподобные персонажи с дурацкими именами и соответствующими суперспособностями. Но для обычной безвкусной киномоццареллы "Тор" слишком хорошо продуман. Это интереснейший фильм и очередное доказательство того, что Marvel Studios отлично знает, что ей делать с собственными архивами.
Ловко устроился этот Одинсон (в данном случае могучий, как Вик Армстронг). В отличие от Железного Человека, Халка или Капитана Америка, он бог. Настоящий бог, с наводящими ужас способностями и богатой биографией. С подобным материалом справиться непросто. Такой персонаж требует к себе особого внимания, иначе фильм может получиться помпезным, убогим или – самое страшное – непреднамеренно смешным. И не заметишь, как угодишь из огня да…в древнескандинавский Нифльхель!
"Тор" начинается с места в карьер. Сразу за предваряющей вступительные титры сценой в Нью-Мексико следует плотный тридцатиминутный эпизод в Асгарде, где мы знакомимся со всеми главными действующими лицами – Тором, его темноволосым братом Локи (Том Хиддлстон) и их отцом Одином (Энтони Хопкинс). Выясняется, что эти невероятно могущественные существа ведут войну с расой Ледяных Великанов. Масштабы материала, снятого движущимися камерами на фоне потрясающих пейзажей бескрайнего Асгарда, таковы, что можно смело сказать: никогда еще Marvel не пытался сотворить что-либо подобное.
Временами это попросту ставит в тупик – комикс с почти пятидесятилетней историей сжимается настолько быстро и плотно, что, похоже, создание достоверных образов при этом было отнюдь не первостепенной задачей. Возникает подозрение, что масса материала осталась на полу монтажной комнаты: Рене Руссо, играющей мать Тора Фриггу, явно следует переговорить по этому поводу со своим агентом, а основная интрига фильма, конфликт между Тором и Локи, долгое время вообще никак не проявляется.
Но уж когда он раскручивается (Локи хитростью заставляет голодного Тора нарушить приказ отца и дать пинка под зад Ледяному Великану, за что главного героя в конце концов и выпирают из Асгарда), это действительно сильно! После того как в Marvel утвердили в качестве режиссера Брану (очередной необычный выбор, вполне согласующийся с предыдущими; вспомните Джона Фавро, Джо Джонстона, Джосса Уэлдона и Шейна Блэка), появилось стойкое ощущение, что за образец была взята Бондиана: гуру технологий обеспечивают полное соответствие всяческих прибамбасов последним веяниям кинематографической моды, а режиссеры привносят собственное мастерство и умение. Когда же речь заходит о переносе на экран шекспировского материала (а в отношениях между Тором, Локи и Одином явно чувствуется нечто от великого поэта), тут равных Бране просто нет.
Когда отец и сыновья принимаются наезжать друг на друга, это впечатляет. Актеры набрасываются на материал (и друг на друга) с яростью и мощью, столь характерными для подмостков лондонского Уэст-Энда. В одном из эпизодов Локи (Хиддлстон), неоднозначный злодей, в характере которого удивительным образом сочетаются самые противоречивые черты, спорит с Одином по поводу своего истинного происхождения. Это глубоко личная и очень трогательная сцена, однако герои в ней громоподобны и оглушительны. А чего же еще ожидать от богов?
И как только привыкаешь к подобным скоростям, Тор внезапно оказывается в современной реальности. Щекотливая проблема его всемогущества решается в фильме просто: Тор теряет свой волшебный молот Мьёлнир, а вместе с ним и свои способности. Тональность фильма изящно меняется, когда Тор (а позже, в самой смешной сцене фильма, Три Воина и Сиф) сталкивается с людьми: все, что он говорит и делает, кажется им смешным и нелепым. И тут Хемсворт, австралийский актер, который произвел на всех огромное впечатление единственной сценой-камео в "Звездном пути", где сыграл обреченного отца Кирка, показывает себя во всей красе. В его буйном боге грома проявляются смирение и юмор. В одной из сцен Тор разгоняет больничных санитаров гневным воплем: "Вы осмелились напасть на сына Одина?!?" После "Тора" Хемсворт – настоящая звезда. Он эксперт в экшне и отличный комик; он великолепен в романтических сценах с Натали Портман, сыгравшей Джейн Фостер (а уж здесь-то романтику не увидит разве что слепой), да и вообще сияет, словно бриллиант в кольце, которое принц Уильям подарил Кейт Миддлтон по случаю их помолвки.
Будет весьма интересно увидеть Хемсворта вместе с Робертом Дауни-младшим (и Крисом Эвансом) в «Мстителях» /Avengers, The/ (2012), которые выйдут на экран в следующем году. Marvel в пух и прах разнесли за то, что «Железный человек 2» /Iron Man 2/ (2010) по сути дела превратился в длинный трейлер к этой большой авантюре, и они извлекли из этого урок. Да, в фильме действует Щ.И.Т. Да, Джереми Реннер появляется в одной-единственной на удивление бессмысленной сцене в роли суперлучника по имени Ястребиный Глаз. Но, несмотря на это, "Тор" – совершенно самостоятельный фильм. Выпьем же за это по стаканчику медовухи и закатим пир, достойный короля. Только чур, сыром не закусывать!