Занятный и тёплый футуристический ромком о необходимости связи человека с природой.
В будущем люди повально переехали в крупные города, практически не выезжают на природу, а свои будни вверили умным домам. Рэйчел (Эмилия Кларк) и Элви (Чиветель Эджиофор) живут в просторной квартире на высоком этаже стеклянного небоскрёба. Она работает в компании, которая создаёт и продаёт виртуальных помощников с искусственным интеллектом, ориентированных на продвижение знаменитостей в соцсетях. Он преподаёт ботанику в вузе, а дома вечерами ухаживает за маленьким садом, занимающим отдельную комнату. Рэйчел решает завести ребёнка и обращается в фирму, специализирующуюся на выращивании малышей в особых капсулах со всем необходимым для плода. Нужны только яйцеклетка матери и сперматозоид отца.
Фантастический ромком по оригинальному сценарию сняла родившаяся во Франции, но давно проживающая в Америке Софи Бартез. После конвенциональной экранизации романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» с Мией Васиковской режиссёрка возвращается к жанру, который принёс первую славу. В 2008 году Бартез сняла футуристическую драмеди «Замёрзшие души» об актёре, который решает облегчить свои страдания с помощью новейших технологий. Премьера новой картины прошла на фестивале «Сандэнс» в начале 2023 года.
Реальность «Капсульного поколения» очень напоминает наш мир, только человечество стало ещё более зависимо от компьютеров, а экраны висят на каждом шагу. В фильме Бартез Элви выступает чуть ли не мятежником, одним из немногих людей, кто не спешит прощаться с природой и не хочет, чтобы всё искусственное пришло на место аутентичного. Ботанику неподдельную радость доставляет возможность обнять дерево или прикоснуться к сырой земле. Рэйчел, напротив, спокойно посещает робота-психиатра, который представляет собой огромный глаз. Сессии проходят в стерильной комнатке с миниатюрными деревцами в горшках и удобной подушкой на полу. Терапевт с искусственным интеллектом говорит банальности, но странным образом успокаивает пациенту. Рэйчел хорошо вписана в мир будущего. Это Элви до последнего борется с начальством вуза, которое хочет заменить деревья и растения в ботаническом саду на правдоподобные голограммы. Супруг Рэйчел подобен главному герою романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», мятежнику, который отказывается следовать за толпой и получать удовольствие от запрограммированного счастья.
Бартез несколькими яркими штрихами подчёркивает, что в футуристической антиутопии нет места искренним чувствам, а человек собственноручно поместил себя в комфортную имитацию жизни. Создатели аккуратно намекают на абсурдность возможной социальной эволюции. Никакой глобальной катастрофы не произошло, просто люди страшно обленились или забыли о простых радостях жизни. Зачем ездить за город, если можно посетить капсулу-сад, в которой лежишь и вдыхаешь запахи леса? И зачем тогда вынашивать детей и подвергать собственное тело безумному стрессу? Для всего в будущем найдётся капсула.
В то же время реальность фильма не кажется людоедской. «Капсульное поколение» не напоминает «Вивариум» Лоркана Финнегана или самые пугающие эпизоды «Чёрного зеркала». Настоящими злодеями в картине выступают глава медицинской компании (Розали Крейг), предоставляющей возможность вырастить ребёнка вне женского тела, а также классический миллиардер-визионер (Жан-Марк Барр), который лучше других знает, как жить окружающим. Именно предприниматель, поразительно внешне похожий на владельца Amazon Джеффа Безоса, спонсирует фирму, которая предлагает клиентам детей в капсулах. Да, мир вокруг диктует Рэйчел и Элви общепринятые правила поведения, но никаких санкций к неповинующимся не применяется. По крайней мере, Бартез не рисует портрет закрытой системы, из которой нет выхода.
«Капсульное поколение» осторожно напоминает зрителям, что хоть технический прогресс неостановим и в целом меняет нашу жизнь в лучшую сторону, бездумно увлекаться новомодными веяниями и забывать о корнях не стоит. Ведь незаметно можно лишиться человеческой сущности, потерять собственное «я» и превратиться в винтик единого скучного механизма. По уютной атмосфере и интересной проработке футуристического мира картина Бартез напоминает «Она» Спайка Джонса, но трогательности фильму всё-таки не хватает. «Капсульное поколение» слишком осторожно посмеивается над прогрессом и технологиями, но даже не пытается напугать аудиторию. Это очень комфортное кино, которое оставляет приятное послевкусие, но, к сожалению, в итоге не предлагает ничего нового, кроме самого концепта выращивания детей в капсулах и отслеживания состояния плода, словно это тамагочи. Будем надеяться, что всё-таки не пропустим момент, когда реальность вокруг станет искусственной оболочкой с полой сердцевиной.