Порой кадровые перемены даже со стороны выглядят столь радикальными, что появляется повод задуматься, а только ли оптимизацией расходов займется новый глава или изменения затронут художественную сторону грядущих проектов
Прежде чем углубляться в детали, взглянем на сухие строки официальных заявлений, предоставленных студией прессе. Студия Pixar на днях официально заявила, что прежний ее бессменный руководитель Джон Лассетер после полугодового отпуска передает бразды правления своим детищем режиссеру и продюсеру Питу Доктеру, осуществлявшему надзор за компанией предыдущие шесть месяцев. До конца 2018 года Лассетер останется «ведущим консультантом» проектов студии, а затем в свои права вступит Доктер, очевидный преемник, долгое время являвшийся «правой рукой» руководителя Pixar. Со стороны может показаться, что ничего революционного не произошло, обычная смена поколений, причем творческое и финансовое управление одним из главных активов Disney переходит не к человеку со стороны, а к преданному работнику, посвятившему компании всю свою жизнь, но на деле изменения могут оказаться гораздо более глобальными, чем представляется на первый взгляд.
Возьмем хотя бы причину, по которой Джон Лассетер, до сих пор считавшийся одним из самых влиятельных людей в Голливуде, вынужден был покинуть свой пост. Вы будете смеяться, но 60-летний режиссер и кинопродюсер стал жертвой «харвигейта» – его обвинили в сексуальном домогательстве, и хотя дальше анонимных заявлений и внутрицехового порицания дело не зашло, руководство Disney предпочло упредить репутационные потери и отстранило Лассетера от штурвала. Стоит отметить, что обвинения касались исключительно не слишком деликатных жестов, прикосновений, объятий и приветственных поцелуев, однако для проповедующей приоритет семейных ценностей над всем остальным компании Уолта Диснея этого было достаточно, чтобы принять меры до того, как это сделает суд или общественное мнение.
К счастью, Pixar не то чтобы была готова к такому повороту событий, но явно готовилась к тому, чтобы однажды пост главы был передан кому-то помоложе. Пит Доктер на эту должность подходит, как никто другой: в компанию он пришел на следующий день после окончания колледжа и стал всего лишь десятым нанятым студией работником, собеседование с ним проводил сам Стив Джобс. Творческое влияние Доктера в делающей первые шаги студии сложно переоценить – именно ему Лассетер поручил разработать образ Базза Лайтера для «Истории игрушек», им написан сценарий второй «Истории» и прорисованы основные персонажи «Приключений Флика». Наконец, в 2001-м Пит дебютировал в полном метре как режиссер – именно Доктер подарил миру Майка и Салли из «Корпорации монстров». Вообще, его легкому перу принадлежат едва ли не самые главные пиксаровские хиты, изменившие представление об анимации, – кроме «Корпорации» режиссер снял еще «Вверх» и «Головоломку», настоящие шедевры, приводящие в восхищение все поколения зрителей.
Указанная фильмография говорит сама за себя, Пит Доктер – заметно более сложный и тонкий автор, чем это обычно принято в анимации. Он избегает заезженных штампов со слишком увлеченным собственным эгоизмом героем, неверно понятым злодеем или простым конфликтом белого и черного. Доктер выбирает нетривиальные ходы и любит эксперименты – его героями становятся ночные монстры или старик, а события картин разворачиваются в удивительном мире параллельной вселенной или внутри головы 11-летней девочки. Главной героиней «Головоломки» режиссер сделал женский персонаж – дело не самое ординарное даже для мультфильмов. Легко заметить, что Доктер старается не повторяться, придумывает новые пути развития и старается удивить даже видавших виды зрителей оригинальными сюжетами. Это именно то, что нужно Pixar сегодня.
Да, студия нуждается в некотором внутреннем потрясении, ведь очевидно, что в последние годы аниматоры Pixar несколько «забуксовали» – сиквелов стало больше, а оригинальные истории выстреливают через раз. Приход к управлению Доктера вовсе не означает, что студия откажется от продолжений главных своих хитов – «История игрушек 4» в любом случае выйдет на экраны ровно через год, а появление «Тайны Коко 2», «Хорошего динозавра 2», «Вверх 2» или «Головоломки 2» вовсе не исключено, поскольку даты релизов у компании забронированы на три года вперед, а снимать что-то нужно. Но хочется верить, что новый руководитель сделает ставку на молодежь с ее свежими нестандартными решениями, как когда-то случилось с самим Доктером, получившим благословение Лассетера творить в свое удовольствие.
Еще одна любопытная деталь: креативный директор Disney, объявляя о назначении Доктера на пост главы Pixar, отметил, что новый руководитель получит возможность творческого контроля над всеми проектами компании, из чего можно сделать вывод о привлечении 49-летнего режиссера и продюсера и к тому, что выходит за рамки компетенции Pixar. Нет, глупо полагать, что художник анимационных картин будет давать свои советы авторам «Звездных войн» или заглянет на площадку «Мстителей 4», но, возможно, Disney действительно планирует собрать серьезную команду, которая займется общей стратегией корпорации. Сегодня дела у «Мышиного дома» идут отлично, но плох тот стратег, который не заглядывает хотя бы на пару шагов вперед. Потому-то и важна смена руководителей анимационного подразделения – Pixar испытывала в последние годы определенные затруднения, несколько притормозила в развитии, и именно на ней стоит отработать новую стратегию обновления.
Сегодня, как это случается как минимум раз в год, кинотеатры снова находятся во власти Pixar – дети и взрослые сметают билеты на «Суперсемейку 2», зная, что известный бренд их не подведет. Но вечно почивать на лаврах былых удач нельзя, и можно только поприветствовать нацеленность Пита Доктера на обновление пакета проектов популярной студии анимационных фильмов. Остается дождаться анонсов и полноправного вступления в должность – новый глава студии всегда умел удивлять и проявлял необыкновенное понимание настроения любой аудитории, и это позволяет нам ждать новые «Вверх» и «Головоломки», но не в формате сиквелов, а в смысле творческих изысканий, смелых решений и проработки новых удивительных миров. Всего того, что мы любим в большой анимации.