«Мандарин» Шона Бейкера — далеко не первый фильм, снятый целиком на iPhone, как это многие думают. Но именно его оглушительный успех доказал всему миру, что и на телефонную камеру можно снять отличное кино, было бы желание. А заодно позволил своему автору мгновенно взлететь на олимп независимого американского кино и уже через пару лет прогреметь на весь мир с «Проектом “Флорида”».
Свою драму о жизни двух транссексуалов Шон Бейкер снимал сразу на три IPhone 5s при помощи сложной вспомогательной техники. По его же признанию, снимать фильм на обычную камеру, возможно, было бы проще, но его захватывала мысль стать одним из первооткрывателей в новой сфере мобильного кино. Да и своеобразная эстетика телефонного изображения очень подходит интимной и приземлённой атмосфере ленты.
Специфическое изображение помогло и триллеру Стивена Содерберга «Не в себе» — съёмка на смартфон хорошо способствует подсознательному «узнаванию» картинки и, следовательно, более глубокому погружению в происходящее. Впрочем, не только из-за художественных соображений Содерберг выбрал такой вид съёмки.
Отсутствие громоздкой камеры помогло режиссёру активнее работать с окружением, ставить объектив туда, куда он не смог бы раньше, подходить к актёрам ближе, чем это когда-либо позволяла профессиональная аппаратура. Теперь Содерберг утверждает, что и все следующие свои фильмы собирается снимать на iPhone — в мобильном кинопроизводстве он видит будущее всей индустрии.
Режиссёр ромкома «Романс в Нью-Йорк» Тристан Поуп также восхваляет съёмку на телефон за её удобство и художественные возможности. По его словам, поле зрения камеры на IPhone отлично отражает «романтическое» восприятие человека, а также позволяет изображению выглядеть более родным и узнаваемым для простых людей. А необходимость в более близкой съёмке создаёт между актёрами и камерой некий эмоциональный «пузырь», позволяет артистам (особенно непрофессиональным и не привыкшим к огромным объективам какой-нибудь Arri Alexa) раскрыться полнее.
К тому же — об этом говорил среди прочих и Шон Бейкер — снимать на телефон можно где угодно, в том числе в общественных местах, не боясь санкций со стороны правоохранительных органов. Тристану Поупу эта мобильность позволила отснять сцены в метро, магазинах одежды и ресторанах — снимай он «Романс в Нью-Йорке» на обычную камеру, за использование помещения пришлось бы заплатить круглую сумму.
Если «Мандарин» — первый популярный фильм, снятый на телефон, то «Беспокойство в голове» — первый мобильный фильм вообще. Режиссёр Рик Фошейм использовал несовершенную камеру IPhone для того, чтобы передать субъективное восприятие человека, получившего травму головы в ходе аварии. Его фильм — далеко не идеальный триллер, а временами и откровенно любительский, но он хорошо показывает, как недостатки оборудования можно преобразить в художественные достоинства.
Легендарный корейский режиссёр Пак Чхан-ук («Олдбой», «Сочувствие госпоже/господину Месть») в 2011 году тоже ударился в мобильный эксперимент. Вместе с братом Пак Чхан-гёном он снял 33-минутный фильм, используя только iPhone 4. Получился любопытный хоррор-триллер о том, как молодой парень на рыбалке вытаскивает из воды труп, — и о том, чем его находка в итоге обернулась.
Через шесть лет после Чхан-ука другой известный режиссёр, Мишель Гондри, снимает короткометражный фильм на iPhone — уже при непосредственной поддержке Apple. Detour — причудливая (какая же ещё, это всё-таки Гондри) история, рассказанная от лица детского велосипеда. Это маленький, очень милый и невероятно красивый фильм: никогда и не поверишь, что его сняли на телефон.
Сложно поверить и в то, что Зак Снайдер — один из самых больших любителей масштабного и перегруженного эффектами кино в Голливуде — снимет свой фильм на камеру мобильного телефона. И тем не менее после увольнения из «Лиги справедливости» он всего за день снял короткометражку «Снег, пар, железо» — как и всегда у Снайдера, очень пафосную, с избытком слоу-мо и компьютерной графики.
Изображение в «Снеге, паре, железе» может впечатлить, если помнить, что речь идёт о маленькой камере смартфона. Но в целом эта короткометражка доказывает, что масштабному кино не стоит отказываться — по крайней мере, пока — от профессиональных кинокамер. Уж слишком «любительским» порой получается изображение у Снайдера, что в связке с очевидной претензией на эффектность рождает не самый приятный результат. Лучше оставить смартфоны скромному инди-кино — там они чувствуют себя более чем прекрасно.