Актуальная критика теневой стороны Интернета.
Вынужденная ситуация в отечественном кинопрокате продолжает приносить свои внезапные плоды. На экранах все чаще появляются бюджетные проекты начинающих авторов, представителей нишевых жанров, а иногда и вовсе исключительно авторское кино. «Остров иллюзий» режиссера Кертиса Дэвида Хардера, известного разве что по культовому хоррор-альманаху «З/Л/О», — один из тех фильмов, что претендуют на звание скрытого бриллианта 2023 года. В былое время скромный проект стриминга Shudder мог бы затеряться среди маститых голливудских блокбастеров, однако за неимением альтернативы мы фокусируемся на том, что есть, и иногда даже от этого выигрываем.
В тексте могут содержаться спойлеры.
Сюжет картины разворачивается вокруг популярной блогерши Мэдисон (Эмили Теннант), которая отправляется на отдых в Таиланд, чтобы немного развеяться и наделать интересного контента. В отеле Мэдисон знакомится с загадочной девушкой (Кассандра Нод), которая путешествует по миру в одиночестве. Вместе подруги отправляются на живописные острова, находящиеся вдали от цивилизации, однако во время поездки одна из девушек бесследно исчезает, другая же решает занять ее место.
В то время как продюсерская компания Тимура Бекмамбетова продолжает развивать жанр скринлайф, активно внедряя в художественное повествование современные технологии, менее известные кинематографисты за неимением подобных средств и возможностей (а может, и желания) осмысляют влияние социальных сетей на коллективное бессознательное путем привычной мыслеформы. История «зазведившейся» Мэдисон, угодившей в ловушку манипулятивного разума на первый взгляд услужливой и крайне радушной подруги, хрестоматийна сама по себе и ничего предельно нового зрителю не предлагает. Однако внедрение в сюжет линии с кражей чужой личности помогает «Острову иллюзий» заиграть новыми красками.
В современных реалиях дипфейки — это не только приятное развлечение на вечер, но и уникальная возможность примерить на себя чужую личность, которая всегда может обернуться против ее владельца. Активное развитие интернет-технологий, автоматизированность жизни, возможность работать и общаться с друзьями из разных точек мира значительно упрощают человеческое существование и в то же время окончательно смывают границы понимания реального и виртуального. Исчезновение и последующая замена Мэдисон другим человеком проходят мимо большей части ее друзей и подписчиков — типичных потребителей визуального и текстового контента, который дает необходимую информацию, но едва ли способен отразить настоящую личность.
Другая «теневая» сторона современной интернет-зависимости — переизбыток данных, который ведет к тотальному отсутствию сознательной вовлеченности, — также получает свое отражение в фильме. Даже те, кто хорошо знал Мэдисон, в том числе ее многострадальный бойфренд Райан (Рори Дж. Сапер), не сразу понимают, что их водят за нос. Торжество мимикрии достигает нового уровня, когда Райан приезжает в Таиланд и продолжает закрывать глаза на правду, предпочитая давящей на него реальности маленький экран смартфона у себя в руках, вселяющий успокаивающее, но абсолютно иллюзорное ощущение стабильности всего происходящего.
Вероятно, в этом и кроется главная прелесть «Острова иллюзий» — скромно скроенного, но не лишенного примечательных узоров фильма, который, с одной стороны, умиротворяет своей доступностью, а с другой — порабощает интертекстуальностью происходящих в нем событий. Излишне увлеченный историей Мэдисон зритель рискует ненароком взглянуть в глаза собственной подавляемой сущности, променявшей реальное ощущение жизни на «шеры» и «лайки» в Интернете.