Щемяще точное, жестокое и смешное кино о том, зачем людям нужна религия. Особенно женщинам
Одинокая сотрудница медицинского центра в Вене берет отпуск, чтобы заняться миссионерской деятельностью. Убежденная католичка, она ходит по квартирам мигрантов со статуей Девы Марии и уговаривает их обратиться в истинную веру. Свободное время героиня отдает молитве и посту. Но когда на пороге появляется ее давно ушедший муж – парализованный мусульманин со скверным характером – ей приходится пересмотреть свою систему приоритетов.
Работающая с Зайдлем – радикалом и гуманистом, давно уничтожившим грань между документалистикой и игровым кино, – со времен его нашумевшей «Собачьей жары», театральная актриса Мария Хофштаттер готовилась к роли всерьез. Чтобы сыграть слегка сдвинутую на религии героиню, она походила по чужим домам с молитвами, а потом целыми днями голодала и испытывала на себе многодневный обет молчания, поселившись в лесу. Результат внушает ужас и восторг: режиссер приглашает нас в дом тихой улыбчивой фанатички, бичующей себя перед массивным распятием, распевающей в полном одиночестве гимны под синтезатор, а потом, взяв в руки четки, ползающей на коленях по своему безупречно вычищенному дому.
"Рай: Вера" – вторая и центральная часть "райской" трилогии Зайдля.
Первая – «Любовь» – была посвящена сексуальному туризму, действие третьей – «Надежды» – разворачивается в диетологическом лагере для тинейджеров с избыточным весом.
Картина получила специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале.
Тем не менее "Рай: Вера" – нечто значительно большее, чем исследование одного любопытного характера. Со временем выясняется, что обращение героини в католичество произошло не на пустом месте: катастрофа превратила ее мужа в инвалида, а теперь он, ворчливый блудный сын, вернулся домой и требует от супруги исполнения супружеских обязанностей. Будучи доброй католичкой, она не должна ему отказывать – но ведь любовь к другому, небесному жениху настолько сильнее!
Плюнув в коллективную душу христианскому истеблишменту, Зайдль ухитрился проделать сложнейшую операцию: вырезал неоперабельную опухоль под названием "религия" и представил взору зрителя голый нерв современного невротика – глубоко несчастного одиночки, молчаливо бунтующего против мирового порядка в своей уединенной часовне.
Ислам или католицизм лишь разные формы самообмана, необходимой анестезии, без которой пациент немедленно умрет от болевого шока. "Рай: Вера" – фильм откровенный почти до порнографичности, но вместе с тем нежный и бесконечно грустный. Что и делает его, возможно, самой цельной и мощной картиной выдающегося режиссера.