Американский режиссер и продюсер Эдвард Цвик известен по таким разным картинам, как «Слава», «Легенды осени», «Мужество в бою», «Последний самурай», «Кровавый алмаз», «Любовь и другие лекарства»
Как вы стали режиссером «Джека Ричера 2»?
Самым что ни на есть банальным образом. Мне позвонил Том Круз и спросил, не хочу ли я заняться его новым фильмом. Мы с ним с удовольствием работали над «Последним самураем», и мне с тех пор очень хотелось продолжить сотрудничество. Конечно, если найдется проект, который нас обоих устроит. «Джек Ричер 2» заинтриговал меня тем, что это одновременно сиквел и новая история о Джеке Ричере, заметно отличающаяся от первой картины. Я раньше сиквелов не снимал, и мне было интересно создать фильм, который сохранит верность предыдущей постановке, но при этом будет твердо стоять на своих ногах, не опираясь на первого «Джека Ричера». Когда я согласился участвовать, мы с Томом начали регулярно встречаться для обсуждения проекта. В дальнейшем к нам присоединился Маршалл Херсковиц, мой старый друг и давний партнер по написанию сценариев и продюсированию. Он участвовал в доработке сценария «Джека Ричера 2».
Вы любите боевики?
Люблю и всегда любил. Но я предпочитаю боевики 1970-х вроде «Трех дней Кондора» или «Буллита», в которых было место и для боевых сцен, и для человеческих отношений. Надеюсь, «Джек Ричер 2» получился таким же.
У вас были сомнения по поводу работы над сиквелом?
Да, были. Я не хотел повторять чужое кино. Я хотел снять свою собственную картину. Том меня в этом поддержал, потому что он не хочет, чтобы его новый цикл был копией цикла «Миссия невыполнима». Он считает, что «Джек Ричер» должен быть не сериалом, а антологией. Главный герой не делает одно и то же от серии к серии, а попадает в самые разные ситуации и имеет дело с самыми разными людьми. Поэтому книги Ли Чайлда о Джеке Ричере сильно отличаются одна от другой, и Том хочет, чтобы его фильмы о Ричере тоже не были «клонами».
В чем, на ваш взгляд, главное отличие Ричера от Итана Ханта из «Миссия невыполнима»?
Это очень разные люди. Итан Хант – человек команды. Для него очень важны отношения с его напарниками. Это, так сказать, «внешний» персонаж. Напротив, Ричер – одинокий волк. Он счастливее всего, когда его ничто ни с кем не связывает. Поэтому он – «внутренний» персонаж.
Ваша работа с Крузом над «Джеком Ричером 2» как-то отличалась от вашей работы над «Последним самураем»?
«Последний самурай» был моим проектом, к которому Том присоединился. Напротив, «Джек Ричер 2» – проект Тома, в который он меня пригласил. Когда мы начинали работать над «Ричером», мне самому было интересно, как теперь будут строиться наши отношения. Но оказалось, что ничего не изменилось. Это все равно было плодотворное творческое партнерство. Он работал над персонажем, который ему очень нравится, а я – над сценарием и режиссурой.
Для многих Том Круз – само воплощение голливудской звезды. Как вы считаете, почему он так популярен у зрителей? Почему он удерживается на вершине уже несколько десятилетий?
Очевидно, он очень талантливый актер, который сыграл много замечательных и очень разных ролей в самых разных картинах. Но мне кажется, что его главное достоинство – понимание кино. Он отлично разбирается в историях, которые рассказывает зрителям, и он знает, как подать то или другое повествование. Многие актеры могут раз в жизни блестяще сыграть одну конкретную роль, но только человек, который глубоко понимает кино и зрителей, может раз за разом создавать хиты. Том как раз такой актер. Да, еще предан профессии, остроумен, бесстрашен в выполнении трюков, и все это очень важно. Но я думаю, что его звездная карьера – это в первую очередь следствие его понимания кинематографа.
Вы упомянули любовь Круза к выполнению трюков. Как вы, режиссер, относитесь к тому, что он рискует жизнью?
После «Последнего самурая» я знал, на что подписываюсь. Он пять месяцев учился владеть мечом. Он занимался с лучшими мастерами кэндо в Японии. Для «Джека Ричера» Том столь же упорно тренировался с мастерами рукопашного боя. Я никогда его от этого не отговариваю. Хотя, конечно, когда смотришь, что он порой творит, сердце екает: «Что будет, если…» Может быть, съемки придется свернуть, а может быть, мы потеряем несколько месяцев, пока он будет лежать в больнице и восстанавливаться. Но с ним никогда ничего такого не случается. Он очень дисциплинированный исполнитель, и он много работает и на съемочной площадке, и за ее пределами. Он часто приходит за полтора часа до начала съемок, чтобы размяться и подготовиться. А после съемок он остается и тренируется, отрабатывает приемы. Многие зрители думают, что жизнь звезды – это сплошной гламур, и своя правда в этом есть. Но это также упорный труд. Чтобы сыграть в фильме вроде «Джека Ричера», нужно вставать в четыре утра и работать до поздней ночи в течение шести месяцев или целого года. Том очень упорно трудится, и он всем подает пример.
Действие фильма развивается в нескольких городах. Где вы снимали «Джека Ричера 2»?
Мы сняли весь фильм в Новом Орлеане. Действие картины начинается в Вашингтоне, так что нам пришлось помучиться, чтобы снять Вашингтон в Новом Орлеане. К счастью, там есть правительственные здания в столичном стиле, которые после цифровой доработки можно выдать за постройки Вашингтона. Заканчивается картина в Новом Орлеане, так что Новый Орлеан у нас еще и сыграл самого себя. Город славится живописными пейзажами, и я многое смог в нем снять, включая знаменитый парад в честь Хэллоуина, на фоне которого разворачивается финал картины.
Чем работа с Томом Крузом отличается от работы с другими ведущими актерами?
Том очень щедр и радушен со своими экранными партнерами. Он ради них буквально расшибается в лепешку. Не только ради Коби Смолдерс, но и ради Даники Ярош. Она у нас сыграла девушку, которую Ричер временно опекает. Том сделал все, чтобы его коллеги чувствовали себя как дома. Им нужно было выполнять кое-какие трюки, и Том приглашал их на свои тренировки с каскадерами и личными тренерами. Он делился с ними всем, что ему доступно, чтобы они были как можно лучше подготовлены к съемкам. Вот почему работать с ним – одно удовольствие. Честно говоря, я считаю, что атмосферу на площадке задает главная звезда фильма. Если он работает с энтузиазмом и если видно, что съемки приносят ему удовольствие, то все равняются на него. Особенно если он еще и заботится о коллегах.
Есть в фильме сцена, которую вы хотели бы выделить?
Да, уже упомянутая сцена во время парада в честь Хэллоуина. Там у нас шесть персонажей в костюмированной толпе с фестивальными платформами и фейерверками. Очень сложный фрагмент для съемки.
Наверняка еще и сложный для организации.
Еще бы! Мы снимали во Французском квартале. Там всегда много туристов, и там очень узкие улочки. Так что для нас это был настоящий производственный кошмар.
Вы сняли все за одну ночь?
Какое там! Мы снимали эту сцену три недели. Три недели ночных съемок – это тяжелое испытание. Но я надеюсь, что результат того стоит.