Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Ключ от всех дверей»

Снявший "Ключ от всех дверей" британец Софтли -- действительно хороший режиссер. Если взялся за стандартный (но стильный) триллер с традиционно прописанным (но хорошим) сюжетом, обязательно выкинет что-то эдакое, чтоб самому нескучно было. И чтобы все бантики на местах, и ни одной лишней оборки...

Добавить в закладки
Замок с секретом

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 617 публикаций

Старый негр умер в хосписе, личные вещи никто не востребовал – ни любимую зубочистку, ни фотокарточку в рамке, ни будильник времен гражданской войны в Америке. Выбрасывая их на свалку, в тех же помойных контейнерах сиделка (Кейт Хадсон) обнаружила еще дюжину таких "невостребованных" вещей. "Старость – не радость". Это – начало "Ключа от всех дверей" /Skeleton Key/ (2005).

Сиделка от ужаса тут же уволилась и начала искать новую работу. Работа, как положено в Америке, немедленно нашлась – в старом особняке на болотах Луизианы, где при столь же старой жене (Джина Роулэндс) умирает инсультный муж (Джон Херт). Вроде должно быть элегическое про любовь, но нет – подруга сиделки (Джой Брайант) сразу стала ее отговаривать от болотистой местности, будучи в курсе вуду, которое некогда именно в Луизиану завезли гаитянские рабы. Но сиделка не послушалась, потому что не верит в привидения, как и местный агент по недвижимости (Питер Сарсгаард), довезший ее до места. А дальше – "хорошую религию придумали индусы", продолжение "Ключа от всех дверей".

Кадр из фильма "Ключ от всех дверей"

Индусы придумали, Йен Софтли воплотил, Роулэндс отдала Хадсон ключ от особняка, включая чердак, однако именно на нем Херта хватил инсульт. На чердаке когда-то практиковались ритуалы худу (магическая часть вуду), и напрасно Брайант теперь пытается оттащить подругу от тайн, скрывающихся за дверями, а Сарсгаард сочувствует ей как эталон здравомыслия. Сами знаете, что в мистическом триллере, пока скрытая старость не станет явным переселением душ, радости не видать. Хотя знаете также, что вас ждут не зомби и не техасская резня бензопилой, а в лучшем случае страх крови на простынях, холодных рук на горле да шороха по углам. Однако британец Софтли – действительно хороший режиссер, его шорохами не купишь. Если взялся за стандартный (но стильный) триллер с традиционно прописанным (но хорошим) сюжетом, обязательно выкинет что-то эдакое, чтоб самому нескучно было. Так же несколько лет назад из вроде банальной мелодрамы про любовный треугольник он сделал такие "Крылья голубки" /Wings of the Dove, The/ (1997) по Генри Джеймсу в Венеции, что многие "авторские высказывания" отдохнули в коридоре.

Кадр из фильма "Ключ от всех дверей"

Вот и здесь вы, помимо "шороха", увидите редкостно живописную натуру американского Юга со спецификой Нового Орлеана, где "шорох" даже оправдан благодаря Марди Гра. И как это все тянется до сих пор в одеждах, обычаях и манерах, как все связано. Вдруг черно-белой съемкой вас уведут в 30-е годы, в светскую кинохронику, затем в 60-е, до сих пор не прошедшие – бензоколонка в паутине, вся в бычках, и кирпичная крошка у твоего порога, защищающая от чужих. Плюс лица у всех породистые, "с секретом", и это не сдвиг по фазе, а норма местной жизни. Софтли работает изящно. Ход раскрытия тайны сюжета параллелен другой идее. Никто не хочет стареть, Америка – больше всех. Для нее "время" – совершенно запредельная категория, призрачная, мистическая, воспринимается только на уровне магических кругов, свечек, ключиков с пятнышком, привидений – на уровне жанра. На уровне этого восприятия Софтли как старый англичанин и попытался тихо намекнуть на историю Америки. Что она в принципе есть и может быть описана.

Кадр из фильма "Ключ от всех дверей"

Специфический способ описания – главная заслуга фильма. Софтли снял безделушку, красивую, аккуратную, но именно бездельную. Ее к жизни не употребишь, что и является залогом, что хоть на досуге, вне бизнеса и амбиций Америка теперь может узнать свою собственную историю. Адаптированное издание, с картиночками, без букв, но "временно" и "человечески" точное. Как если бы Фолкнер был Эдгаром По. Потому что сегодня, если бы он был Фолкнером, его бы никто не читал. А так заведомая несерьезность обеспечила Софтли поле весьма интересной деятельности. Все усилия направлены лишь на очарование досужих американцев – очарование лиц, пейзажей, поступков, разгадок, ритуалов и традиций. Очарование кадра, костюма и сочетания ч/б с цветом. Сочетания друг с другом разновременных, разнокалиберных кинозвезд, придуманных хитросплетений интриги и естественных красот природы – и чтобы все бантики на местах, и ни одной лишней оборки. Из усилий пустое в общем-то место "мистического триллера" превратилось в артефакт, в игрушку из тех, что коллекционируют и выставляют в музеях.

Такие фильмы любили снимать киноклассики типа Жана Ренуара.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?