В немецкой экранизации анекдота про папессу, якобы возглавлявшую Ватикан в первой половине IX века, здравый смысл отступает под напором кондового феминизма, а единственный приятный персонаж — пьяница, дебошир и вообще священник.
В начале IX века где-то в германской глуши в семье священника родилась девочка. Иоанна росла смышленой, но злой отец, считавший женщин нечистыми существами, не желал этого замечать. Справедливость победила, и один мудрый экзаменатор стал обучать ее слову божьему. Окончив церковную школу и в совершенстве освоив искусство лекаря, она в итоге добралась до Ватикана, где сделала карьеру и стала Папой.
Обычно, когда в костюмном фильме фигурирует женщина, переодетая в мужское платье, дело оборачивается комедией положений с бурными романтическими перипетиями. Здесь случай иной, «Иоанна…» — серьезная драма, претендующая на поучительность. Искать киноманские радости здесь особенно негде, поэтому будем разбираться с анекдотическим сюжетом. Любопытно, но его историческая достоверность тут даже не подвергается сомнению (хотя на деле внятных доказательств, что на папском престоле побывала женщина, нет).
Впрочем, допустим, все было. Интересно, что в связи с этим хочет предъявить нам Сонке Вортманн? В первую очередь, вульгарный феминизм самого кондового свойства, на который редко решается даже Голливуд. Режиссер бьет банальностями наотмашь, превращая фильм в байку о том, что и в самом темном средневековье находились женщины в германских селеньях, способные силой веры, любви и знания пробиться сквозь полосу препятствий жестокого мужского мира.
Во вторую очередь, развращенность католического Рима, которая продемонстрирована с таким сатирическим рвением, словно картину снимали накануне Реформации. При этом, вопреки замыслу, самым симпатичным и живым персонажем оказывается как раз любитель роскоши, пьяница и обжора папа Сергий (в исполнении витального Джона Гудмана), при котором Иоанна служит личным лекарем. Если смотреть с точки зрения здравого смысла, у нашей истории обнаруживается еще один стихийно возникающий мотив. По фильму выходит, что лезть из кожи вон и становиться Папой Иоанне совершенно не обязательно. Нормальное женское счастье и благополучие ближе к финалу и так становятся ей доступны. Но амбициозная девушка, вполне в современном ключе, приносит личную жизнь в жертву карьере. Попытка стать Папой и мамой одновременно не удалась. Природа таких оксюморонов не допускает.
О кино в данном случае сказать нечего, зато можно поспорить о вреде феминизма.