Космос – источник вдохновения для кинематографа практически неиссякаемый. В нем есть простор для любого жанра, немыслимые горизонты для режиссеров и актеров, широта для смыслов и философии сценаристам. Охватить этот пласт одним выпуском «Места действия» невозможно, поэтому мы сузили локацию до космических кораблей. А чтобы позже можно было еще не раз вернуться на эту благодатную почву, для первого знакомства мы выбрали самые загадочные из них – опустошенные, зловещие и полные тайн. Добро пожаловать на борт!
Фантастический (и в прямом, и в переносном смысле) фильм Ридли Скотта прекрасен чуть более чем полностью. Однако для большинства зрителей начинается он по большому счету со сцены «рождения» маленького ксеноморфа из груди астронавта на обеденном столе. Но мы-то помним, как все начиналось… Невероятных размеров и формы корабль на безжизненной планете, далекой от торговых путей, останки непостижимого инопланетного существа, прозванного «космическим жокеем», и огромные пространства межпланетной машины, пустые на первый взгляд, но на деле наполненные самыми опасными существами во Вселенной. Дежурное «Хьюстон, у нас проблемы» не описывает дальнейшие события и на тысячную долю процента.
Без отечественного кино мы обойтись не можем никак, тем более что космическая фантастика в советском кинематографе не была изгоем. Правда, справедливости ради, «Лиловый шар» отнюдь не является лучшим ее представителем. Попытка перенести в полнометражное игровое кино героев любимого детьми и взрослыми мультфильма «Тайна третьей планеты» и телесериала «Гостья из будущего» оказалась провальной. Не помогли ни любимые актеры, ни слияние космической фантастики и сказочного фэнтези. А между тем начинается фильм весьма бодро – Алиса Селезнева и ее друзья находят на окраине Солнечной системы пустующий корабль-завоеватель «Черный странник», много лет назад посетивший Землю и оставивший на ней бомбу замедленного действия.
Многие поклонники творчества Кристофера Нолана ждут сейчас выхода на экраны его нового фантастического фильма «Интерстеллар», однако осмелимся напомнить, что теория «червоточин», которая лежит в основе сценарных решений Нолана, не такая уж и новаторская для современного кино. Пятнадцать лет назад сквозь искривления пространства и времени космический корабль-исследователь «Горизонт событий» уже отправлял режиссер Пол У.С. Андерсон. Закончилось это путешествие плачевно и для героев, и для создателей фильма – ракета вернулась без признаков жизни на борту, а картина в прокате не смогла отбить свой бюджет. Впрочем, исследования последствий путешествий сквозь ткань Вселенной не были полностью забыты, фильм стал культовым после выхода на видео и до сих пор служит предметом споров среди фанатов.
Вышеупомянутый «Сквозь горизонт» оказал серьезное влияние на фантастику в кино, так что «Пекло» Дэнни Бойла можно смело считать если не прямой копией, то уж парафразом точно. Угасающее Солнце заставляет человечество искать пути спасения, но отправленный к светилу корабль с бомбой исчезает, не завершив миссию. Экипаж второго корабля спустя много лет обнаруживает первый звездолет, однако живых членов экипажа на нем нет. Или есть? Фильм Дэнни Бойла в необычном для него жанре не стал кассовым хитом, однако заработал похвалы критиков и высокие оценки зрителей. Кроме того, его просто приятно смотреть, Бойл собрал отличный актерский ансамбль: Киллиан Мерфи, Роуз Бирн, Мишель Йео, Крис Эванс, Марк Стронг – с таким экипажем пустующие корабли не страшны.
Съемкой фильма «Сквозь горизонт» отношения Пола У.С. Андерсона с космосом не закончились. В 2009 году он выступил продюсером научно-фантастического триллера «Пандорум» режиссера Кристиана Альварта. Земля умирает, и последней попыткой спасти человечество становится запуск огромного космического корабля «Элизиум» (привет, Нил Бломкамп) с 60 тысячами человек на борту к планете Танис. Вышедшие из анабиоза посреди полета двое солдат обнаруживают, что корабль превратился в зловещее кладбище – почти все пассажиры и члены экипажа погибли, а на корабле орудуют загадочные монстры. Беда в том, что несколько десятков человек, прячущиеся в недрах гигантского корабля, похоже, являются последними представителями человеческой расы в бескрайнем космосе.
Глубины космоса, как мы уже поняли, кишмя кишат космическими кораблями, многие из которых пусты. В «Аполлоне 18» продюсера Тимура Бекмамбетова покинутый космический объект обнаруживается на поверхности Луны. Причем это не какая-то там инопланетная летающая тарелка, а советский исследовательский космический аппарат. Его обнаруживает экипаж американского «Аполлона», совершившего высадку на поверхности спутника Земли. Советский модуль безжизнен, но смертельно опасен. Фильм, созданный в жанре «найденные пленки», не удостоился похвалы критиков, но зато пять раз отбил производственный бюджет, а кроме того, вывел на новую международную орбиту ТимБека и его компанию «Базелевс».
С Ридли Скотта мы начали, им и закончим. Со времен выхода «Чужого» режиссера донимали вопросами о таинственном корабле, обнаруженном экипажем «Ностромо», трюмы которого были наполнены коконами смертельно опасных лицехватов. Скотт изящно (да, мы считаем, изящно) смог совместить существовавшую вселенную «Чужого» и его сиквелов и новый взгляд на философский вопрос происхождения жизни на Земле. Откликнувшиеся на не идентифицированное приглашение из космоса земляне прилетают на планетоид из той же звездной системы, что и место завязки событий «Чужого». Здесь обнаруживается целая база кораблей «космических жокеев». К сожалению, они пусты, по крайней мере в нашем понимании. Картину ожидал неоднозначный прием, что, впрочем, не испугало Ридли Скотта, подумывающего о сиквеле. Действительно, в космосе еще столько всего загадочного и интересного. И никакие опустевшие космические корабли нас не напугают.