Беспросветно скучный, вялый триллер о злоключениях американца в России, который в своей «клюквенности» способен посостязаться с «Красным воробьем»
Американский торговец бриллиантами Лукас Хилл торопится завершить крупную сделку по продаже уникальных голубых бриллиантов. Передача камней должна состояться в Санкт-Петербурге, но компаньон Лукаса Петр внезапно исчезает, подставив партнера. Выбив несколько дней отсрочки у разъяренного клиента, Хилл отправляется в якутский город Мирный, где брат Петра и добыл камни, но сталкивается там с жестким неприятием местных. К тому же оказывается, что не все бриллианты, выставленные Петром на продажу, были подлинными – так Лукас оказывается в тисках мафии и спецслужб, превративших американца в пешку в своей игре.
Русская мафия и спецслужбы снова вернулись на пик моды. За последние несколько лет наша страна стала местом действия для множества весьма примечательных картин – от «Форсажа» до «Красного воробья» – и сериалов – от «Родины» до «Американцев». Это можно было бы считать успехом, если бы качество демонстрации России или СССР было на приемлемом уровне. Но в этом аспекте подавляющее большинство подобных произведений держится на весьма низком уровне: Кэри Мэтисон штурмует здание ФСБ с венгерским флагом на фасаде, а Доминика Егорова учится секс-шпионажу в школе смертниц под Казанью. Да, это уже не медведи и балалайки, но все равно далеко от истины. Однако мы готовы дать Голливуду еще одну попытку – пусть себя покажет Киану Ривз, снявшийся в триллере «Сибирь», который в отечественном прокате нарекли «Профессионалом».
К Ривзу у зрителей всегда было особое отношение. Ему прощались многие огрехи и не всегда удачный выбор проектов, ведь для миллионов зрителей он остается непобедимым Нео и столь же несокрушимым Джоном Уиком. Однако роль Лукаса Хилла придется причислить к тем, за которые актера мы вынуждены прощать. «Профессионал» – крайне поверхностный, рыхлый и невнятный фильм, который прячет беспомощность за натужным сломом характеров и копанием в странных прихотях не самых симпатичных персонажей. Разумеется, подобные картины, которые только прикрывались лейблом «криминальный триллер», а на деле оказывались трагедиями шекспировского масштаба, случались, некоторые даже получили культовый статус. Но за постановку «Профессионала» взялся далеко не профессионал, а ремесленник Мэттью Росс, который умеет расставить актеров, выстроить мизансцену и направить камеру, однако не способен вдохнуть в кадр душу.
Даже если вынести за скобки место действия и национальность второстепенных персонажей и представить, что сюжет разворачивается не в России, а, скажем, в Конго, «Профессионал» лучше не станет. Главный герой ленты не то что не вызывает сочувствия, он совершенно неинтересен, потому что за ним нет никакой истории. И даже после пары воспоминаний, которыми Лукас делится со своей новой русской возлюбленной Катей, симпатия к нему не проснется. Перед нами фикция, а не человек, некто, скрывающийся под личиной специалиста по решению любых вопросов, но не имеющий ничего внутри. На контрасте с тем же Джоном Уиком Лукас Хилл смотрится особенно удручающе – будто он не ведущий персонаж, а всего лишь случайный третьестепенный герой, которого убьют в очередной перестрелке.
Не особенно захватывает и сюжет ленты. Да, отсылки к России придают определенный колорит, но следить за тем, как Лукас катается из Питера в Якутию и обратно (перелет, кстати, занимает 12 часов, а у героя, напомним, на все два дня), часто не представляя зачем, не особенно увлекательно. Не получилось сделать захватывающего финта ни с фальшивыми драгоценностями, ни с привлечением к сделке спецслужб, остросюжетность у «Профессионала» напрочь отсутствует. Зато авторы фильма тяжелым молотом вколачивают герою Ривза отсутствующую сексуальность – его герой увлечен новой русской подружкой куда сильнее, чем неминуемыми проблемами с боссом мафии. Постельные подвиги Лукаса, впрочем, тоже выглядят вымученно.
Что же до российского антуража, то в «Профессионале», к счастью, нет культа черной икры или матрешек. Кто-то из консультантов сценаристов даже уговорил вплести в беседу персонажей выражение «Птичку жалко!» из гайдаевской комедии. Вот только Россией здесь и не пахнет. Скромные рабочие из Мирного пьют водку из горла в пригородном кафе, ходят охотиться на медведя, готовят пельмени, но на Якутию это похоже так же, как рижские улочки на окрестности Бейкер-стрит. Внимательный зритель заметит, конечно, и стелу «Мирный», и Львиный мост, и Исаакиевскую площадь, но к нашей стране это кино не приближает. Скорее наоборот, Голливуд снова свернул в сторону клюквы и очернения. Но таково время.
Поэтому не стоит рассчитывать на то, что плохое кино может спасти любимый актер, или на то, что узнаваемые пейзажи добавят ленте обаяния, – это не про «Профессионала». Картине Росса нечего предложить зрителю, кроме известного имени в титрах и фасада московской высотки на постере. И если где-то на Западе это может сработать, то нашему зрителю точно будет скучно. Уж мы-то знаем, какая она – настоящая Сибирь широкая!
С 27 сентября в кино.