Замаскированная под пафосную космическую оперу женская драма об обретении собственного достоинства и покорении Ченнинга Татума
Люди не зародились на Земле. Они эволюционировали на далекой планете миллиард лет назад и распространились по Вселенной, засевая пригодные для обитания миры своей ДНК. Однако делали они это не для того, чтобы пополнить свои ряды. Люди с засеянных планет для них – двуногий скот, бесправное сырье для переработки в эликсир вечной молодости. Из этого правила есть лишь одно исключение. Если в результате рекомбинации генов на «скотской» планете случайно рождается двойник влиятельного инопланетянина, он может получить вселенские человеческие права и даже претендовать на «семейное» наследство. Юпитер Джонс (Мила Кунис) – как раз такой генетический двойник. Наполовину русская уборщица из Чикаго, она живет и не знает, что как две капли воды похожа на покойную инопланетянку, владевшую значительной частью Вселенной. Когда наследники клана Абрасакс узнают о непрошенной «родственнице», один из них натравляет на девушку убийц, а другой посылает для ее защиты бывшего галактического спецназовца Кейна (Ченнинг Татум), получеловека-полуволка.
Когда Ларри Вачовски объявил, что меняет пол и превращается в Лану Вачовски, это было его личным делом, касающимся только родных и близких. Не знакомые с ним лично киноманы были вправе задать лишь один вопрос: «Изменится ли творчество создателей “Матрицы”, когда они станут не братьями, а братом и сестрой?» Теперь мы знаем ответ. Творчество изменилось. И как изменилось!
Мы были в шоке, когда это осознали, но факт есть факт. Хотя скриншоты «Восхождения Юпитер» вызывают в памяти «Звездные войны», «Дюну» и даже «Лексс», у фильма куда больше общего с «Сумерками». Пожалуй, это даже более женское кино. И уж точно куда более «девочковое», чем боевитые «Голодные игры» и «Дивергент», где героини добиваются успеха, потому что оказываются не слабее мужчин.
О Юпитер этого никак не скажешь. Начхав на героическую традицию «Звездных войн», она не осваивает никаких боевых искусств и, кажется, не убивает никого из бластера, потому что толком ни в кого не стреляет. Нет у нее и способностей техномага или телекинетика. Юпитер – самая обычная девушка, и ее боевой репертуар исчерпывается ударом в пах. Также она не командует армиями, не поднимает восстания, не вдохновляет борцов за демократию… В общем, не делает ничего, что положено делать героям «мужской» фантастики или их имитаторшам из «женских» картин.
В чем же ее сюжетный «квест»? В обретении собственного достоинства. Откровенно говоря, в начале «Восхождения» Юпитер – покорный коврик, о который вытирают ноги все подряд, от ее колоритной русской родни (к счастью, без самовара и балалайки!) до космических киллеров. Но когда троица Абрасаксов начинает играть ей как пешкой в своей бесчеловечной игре за влияние во Вселенной, девушка постепенно осознает, что она не тварь дрожащая, а право имеет – право на выбор. Выбор между вечно живым красавчиком (вампир!) и нелюдимым полуволком (оборотень!). Выбор между жизнью на коленях или смертью стоя. Выбор между спасением Земли и спасением семьи. И еще много разных выборов, которые могут возникнуть в жизни девушки в ее положении. И хотя Юпитер не способна отстоять свои решения с помощью магии или гранат, они понимает, что враги могут ее пленить или убить, но не могут лишить ее внутренней свободы и вновь превратить ее в «послушную девочку», которой все помыкают.
Странная параллель, но когда думаешь о Юпитер, вспоминаешь героиню Веры Марецкой из советского фильма «Член правительства». Помните ее легендарный монолог? «Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая…» Это, конечно, не портрет Юпитер, но тот же духовный путь – путь не супергероя, а женщины, которая не стала бой-бабой, но устала бояться. И которая в финале обретает не джедайский меч и не гордость от победы над врагами, а прежде ускользавшие от нее радость жизни и романтическую любовь.
Когда осознаешь, что смотреть «Восхождение» нужно подведенными глазами, сразу начинаешь понимать, почему фильм уделяет больше внимания сюрным инопланетным нарядам (какое у Юпитер шикарное свадебное платье!), чем неразборчивым боевым сценам, которые похожи на бракованные елочные игрушки – блестят, но не радуют. Кроме того, для подобного кино боевых сцен в «Восхождении» слишком мало: кое-что в начале, кое-что в конце, а посредине – зияющий провал. Вачовски явно больше внимания уделили семейным страстям Абрасаксов, чем снятым для проформы баталиям. Зато эксцентричного дизайна в фильме выше крыши. Ну, а когда Ченнинг Татум без особой причины снимает рубашку и начинает разгуливать (и драться!) голым по пояс, даже самый невнимательный зритель поймет, что это кино для поклонниц «Супер Майка».
Другое дело, что было бы лучше, если бы в «Восхождении» все было прекрасно – особенно то, ради чего зрители ходят на космические оперы. Например, было бы здорово, если бы в фильме была хоть одна по-настоящему захватывающая космическая перестрелка и если бы Кейн орудовал не банальными бластером и силовым щитом, а каким-то более изощренным оружием. Да, еще он умеет летать с помощью антигравитационных сапог. Но обилие компьютерной графики лишь делает бои Кейна скучными «схватками пикселей». Кроме того, ему ни в одной сцене не противостоит яркий противник, который был бы достоин завязать шнурки Дарту Вейдеру. Или агенту Смиту. Или хотя бы злодеям из «Стражей Галактики».
Раньше Вачовски знали, как писать подобное кино. Теперь же им интереснее сцены вроде той, где Юпитер неуклюже пытается признаться Кейну в любви. Или той, где «родственница» демонстрирует героине, как сделанный из людей эликсир мгновенно омолаживает кожу и разглаживает морщины. Или той, где в начале фильма Юпитер обсуждает с «гламурной» нанимательницей, какое платье той надеть, чтобы сразить миллионера. Да, вторая героиня фланирует в бикини, и отчасти это эпизод для мужских глаз. Но женский разговор о мужчинах в нем все же важнее, чем тело Алиши Хенг. Которая, кстати, удивительно похожа на вешалку. Сразу видно профессиональную модель! Причем из женских, а не из мужских журналов. Сравните ее с героинями «Связи», и вы сразу поймете, какой фильм снимал Ларри, а какой – Лана.
С 5 февраля в кино.