
Женское кино о женщинах, сделанное женщиной для женщин, – нелогичное, эмоциональное, временами очаровательное и местами нелепое. Для глаз услада, для ума – отдых
Женское кино о женщинах, сделанное женщиной для женщин, – нелогичное, эмоциональное, временами очаровательное и местами нелепое. Для глаз услада, для ума – отдых.
Женщины – странные создания. Свое настроение они часто не могут объяснить сами, но всегда знают, что во всех их бедах виноваты мужчины. Они умудряются быть одновременно сексуальными тигрицами и холодными как лед деловыми дамами. Их сложно подкупить золотыми горами, но они вполне могут растаять от обычной полевой ромашки. Они живут по неподвластному мужскому уму двадцативосьмидневному графику, в котором, впрочем, они и сами путаются. Матери и любовницы, бизнесвумен и водительницы трамваев, убийцы и модельеры, скромницы и совратительницы – женские штучки обретают еще большую силу, если дамы вдруг собираются вместе поболтать и выпить по бокалу вина…
Франция во всем мире четко ассоциируется с женщинами. И не важно, что сейчас кардинально сменились эталоны моды, что Париж стал скорее арабским, чем европейским городом, что феминизм практически вытеснил с экранов сексистские шуточки, – без женщин жить нельзя на свете, нет. Французская актриса Одри Дана, снимавшаяся некогда у самого Клода Лелуша, решила, что французский кинематограф испытывает острую нехватку женских комедий о женщинах и для женщин. Ее двухлетние исследования на тему «Женщина до, во время, после и вместо любви» вылились в несколько скомканный и рыхлый водевиль «Красотки в Париже», совсем не безнадежный, впрочем.
Почему скомканный? Ну, посудите сами: режиссер (она же соавтор сценария) затолкала в сюжет одиннадцать вполне равноправных героинь. Одно только перечисление их характеров, профессий, увлечений и, главное, причин для появления на экране отняло бы львиную долю времени и места. В кадре им везет не больше, равномерное распределение между героинями экранного времени превращает 11 главных героинь в 11 эпизодников, которые ни раскрыться толком не успевают, ни донести смысл своего появления. До многого зрителям придется доходить самим. Что-то очевидно – героиня Ванессы Паради, например, клишированная «несносная боссша», еще в школе растерявшая подруг, но добившаяся вершин достатка, а персонаж Элис Тальони – вполне очевидная перекати-поле, пользующаяся своим очарованием для минутных увлечений, неспособная на длительные отношения. Что-то видится не так отчетливо – одна из героинь, скажем, отправляется в лесбийские приключения после нескольких лет замужества, имея на руках четырех детей, чтобы остаться в недоумении, нужно ей это или нет. Кто-то добавлен откровенно для смеха, как слегка двинутая головой дурнушка, ставшая объектом влюбленности для голливудской звезды. А кто-то появляется с поучительными словами о том, что и в 40 лет сексуальная жизнь не заканчивается, а рак сегодня вполне можно остановить. Вот только попытка соединить все эти нити в единый узор фактически проваливается.
Это не «Неудержимые», где появление тестостероновых звезд боевиков нужно именно для лобовых столкновений. Женщин стравливать друг с другом не берутся даже сами женщины – в таком фильме все героини обречены быть положительными героинями, может быть, слегка запутавшимися, обманувшимися, перегнувшимися, но положительными. Роль единственной очевидно отрицательной героини пришлось на себя брать самой Дана – ну к чему такой подход может привести? Дана, увы, не Уэс Андерсон – такое обилие персонажей выстроить в четкий парад характеров она просто не умеет.
Тем не менее, если приспособиться к калейдоскопической смене героев на экране, от «Красоток» даже можно получить удовольствие. Французские актрисы по-прежнему красивы, фильм дает самый широкий выбор: где еще вы увидите в одном кадре Изабель Аджани, Летицию Каста и Ванессу Паради? А ведь из обоймы фильма на этапе подготовки выпала Мелани Лоран! В этот бы цветник еще Одри Тоту добавить, и можно было бы просто любоваться изображением даже без звука. Со звуком же между строк можно расслышать пусть и весьма поверхностные размышления о роли в современной жизни женщины любви, секса, брака, карьеры, дружбы, смерти… На философские глубины рассчитывать не приходится, но мысленную галочку за старание можно и поставить.
Клишировано? Рыхло? Загублен потенциал? Все это про «Красоток в Париже». С той лишь поправкой, что когда портачат красавицы, ругаться и злиться на них нет никакой возможности – так уж устроен мир, кинематографический в том числе. Женщины – без них нельзя, и с ними невозможно.