Одиннадцать "оскаровских" номинаций тянут "Авиатора" в чистый шоу-бизнес и провоцируют заведомо ироническое отношение к его художественным достоинствам. Тем не менее, редко случается, но бывает, что ирония ни к чему. Если иронизировать -- то над рекламой "блокбастера", "стомиллионника", где одни только костюмы -- на 2 млн. долларов. Но чтобы сам "блокбастер" был сделан неглупо, нескучно, непошло, не сугубо политкорректно и не для одних тинэйджеров -- такое на дороге не валяется. За такое можно перестать скалиться наконец и сказать большое человеческое спасибо.
Мартин Скорсезе отрицает, что снял свой ответ "Гражданину Кейну" /Citizen Kane/ (1941), хотя с чем же еще сравнивать "Авиатора"? Мартин Скорсезе считает гражданина Хьюза нехорошим человеком, которому все было мало и хотелось больше, больше, больше, и это как бы хроническая болезнь Америки, до добра ее не доводящая. Хотя что же плохого в Говарде Хьюзе, которого так хорошо играет Леонардо ДиКаприо? Чтобы уличить Скорсезе в лукавстве, достаточно заметить "перекличку" фильмов (старого уэллсовского и нового) и "двойничество" героев (реального Хьюза и снятого). Насчет героев: реальный мультимиллионер был ростом метр девяносто шесть сантиметров (кстати, в самом Скорсезе – 163). Он не только поставил "Ангелов ада" /Hell's Angels/ (1930) и "Вне закона" /Outlaw, The/ (1943), как в "Авиаторе", но с середины 20-х до конца 50-х годов спродюсировал пару десятков фильмов. У реального были романы не только с Джин Харлоу, Кэтрин Хепберн и Авой Гарднер, как в "Авиаторе", но и с Бетт Дэвис и Оливией де Хэвиллэнд (из голливудских звезд). У реального было две законных жены (одна – до действия "Авиатора", другая – после), а между ними еще – морганатическая жена. Реальный скончался когда ему было уже 70, 30 лет спустя после действия "Авиатора".
Насчет фильмов: Скорсезе не вырезал и не обрезал биографию Говарда Хьюза – он ее уплотнил по собственной идее, причем противоположной идее "Гражданина Кейна". Весь фильм – о той жизни мультимиллионера, когда он строил самолеты. Не богател, не хапал все подряд, не жаждал высшей власти, как Кейн, тоже имевший прототипа. Лео ДиКаприо с самого начала играет не гигантский рост (сам – 185 см), а гиганта мысли воочию. Ну, не надо ему все время делать деньги, у него их от роду – как грязи, и все 33 удовольствия – в распорядке дня. А что же тогда ему делать, если время еще остается? Обязательно ли машинально падать в грязь, или дело не в ней? Хьюз хочет вовсе не "больше, больше, больше", а "лучше, лучше, лучше" (строить, летать, снимать кино). Это другое в сравнении с фильмом Уэллса. И это перфекционистское отношение к жизни вообще идет вразрез со старыми идеями американской демократии, оно ново для Голливуда, где "лучше" всегда означает "больше" (денег), то есть провокацию очковтирательства. Скорсезе задумался, видимо, как нынешней Америке обойтись с тем фактом, что она теперь вся – мультимиллионерша. Как всегда, продолжать машинально хапать? Как будто нет другого выхода, который лишь поискать надо? В фильме Хьюз, в отличие от реального, никогда не соврал, пыль в глаза не пустил. История с "Геркулесом" – отнюдь не показуха, каковой могла быть в "Гражданине Кейне".
Впрочем, если бы "Авиатор" декларировал идеи, было бы нечего огород городить. "Авиатор" очень компактно показывает хорошего человека в жизни, а не на словах. В этой жизни есть, на что посмотреть: впечатляющие сражения самолетов Первой мировой на съемках "Ангелов ада" ("батальный" жанр), эстетизированные голливудские премьеры и вечеринки ("салонный" жанр), жутко смешной замер декольте в Комитете по цензуре ("комедия"), страшная авиакатастрофа ("боевик"), напряженный суд в Сенате ("триллер"), повторяющиеся приступы паранойи ("ужастик"). В одного Хьюза Скорсезе запихнул всю жанровую емкость. Кроме того, есть на кого посмотреть: Кейт Бланшетт, Кейт Бекинсэйл, Алек Болдуин, Джон С. Рейлли, Иэн Холм, Джуд Лоу, Алан Олда, Уиллем Дефо, а по бокам – дублеры Джин Харлоу (дебютная роль певицы Гвен Стефани), Кэри Гранта и "фотодублер" Спенсера Трэйси. Так же, как вроде бы чисто "блокбастерные" батальные сцены, поначалу немножко раздражает, насколько Кейт Бланшетт непохожа на Кэтрин Хепберн, роль которой исполнила. И вообще никто ни на кого не похож, и кажется, опять одна "гламурная голливудская подделка под жизнь". Однако по мере того, как банановоносая Бланшетт абсолютно вживается в речь, походку, манеры, мимику и даже логику породистоносой Хепберн – не меньше, чем сам ДиКаприо постепенно преобразился, именно внешне – тоже ясно, что в "Авиатора" Скорсезе запихнул всю "энциклопедию голливудской жизни", как Пушкин русской – в "Онегина". Просто это не было самоцелью.
Все "жанры" и "приметы" на сей раз – не самоигральные трюки, а часть драматургии, потому что фильм строится строго на отношениях, на нахождении выхода. Может, выгодней было бы показать старого страшного умирающего Хьюза с ногтями по десять сантиметров и волосами до полу, как это в жизни и произошло, но для подлинной драмы это лишняя деталь. Ей вполне хватит банок с мочой, когда он был еще не стар. Скорсезе делает драму вполне ибсеновского толка – как человек может все, кроме того, чего он не может, и это надо понимать, а никому не хочется. Но человек действительно не может справиться с паранойей, если она в крови. Не может не дать ей развиться, если совершенно одинок. Не может не быть одиноким, если ни одна из женщин не принимает таким, как есть – или только за деньги. Притвориться, что не "как есть", а "как все", если это бессмысленно и фактически смертельно.
Это драма ста тысяч раз, когда все совпало, и одного самого главного несовпадения – с общепринятой жизнью в ожидании смерти. Деньги тут ни при чем. ДиКаприо сыграл всю драму, как песню Сольвейг. Вряд ли он сыграл Говарда Хьюза.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.