Скоро в российский прокат выйдет Yesterday Дэнни Бойла — фильм-фантазия, задающий нехитрый вопрос: «Что было бы, если в нашем мире не существовало The Beatles?» Мы знаем точный на него ответ: ничего хорошего. И в том числе для кино — как ни странно, легендарные музыканты не раз оказывали большое влияние на развитие кинематографа, и сегодня мы решили вспомнить, в каких отношениях ливерпульская четвёрка пребывала с экраном.
Beatles как первопроходцы мокьюментари
В 1964 году вышел легендарный фильм «Beatles: Вечер трудного дня», приуроченный к одноимённому альбому ливерпульской четвёрки, A Hard Day’s Night. Это, по сути, одно из первых мокьюментари в истории кино — построенный как типичный фильм о музыкальном закулисье и хроника тура, «Вечер трудного дня» быстро оборачивается полнейшим фарсом, полуимпровизированным калейдоскопом визуальных гэгов и слэпстика в духе братьев Маркс, в котором участники Beatles самоиронично играют гиперболизированные версии самих себя. Этот фильм сильно повлиял на становление мокьюментари как жанра, несмотря на то что в 64-м даже самого слова «мокьюментари» ещё не существовало. Появится оно лишь через двадцать лет, когда выйдет «Это Spinal Tap» — что символично и закономерно, тоже кино о (как бы) музыкальной группе.
Beatles как аниматоры-сюрреалисты
После «Вечера трудного дня» Beatles выпустили ещё несколько фильмов, названных в честь сопутствующих альбомов: фарсовый Help!, кислотно-психоделичный (и потому совершенно непонятый) Magical Mystery Tour и Let it Be, выпущенный после распада группы и фиксирующий её упаднические настроения. Но самым известным и важным остаётся Yellow Submarine, в создании которого «битлы» принимали очень опосредованное участие (но которым оказались бесконечно довольны). «The Beаtles: Жёлтая подводная лодка» — это сюрреалистичный мультфильм с ни на что не похожей стилистикой, абсурдная и имаджинативная история о том, как ливерпульская четвёрка сражается со злом в фэнтези-мире. Фильм, по словам основателя Pixar Джона Лассетера, многое сделал для того, чтобы анимацию на Западе начали воспринимать как серьёзную форму искусства, и до сих пор в любви к «Жёлтой подводной лодке» признаются многие ведущие мультипликаторы.
Джон Леннон как комедийный актёр и режиссёр-авангардист
Впрочем, участники Beatles появлялись в кино и вне групповых проектов. Джон Леннон, например, ещё в 1966 году сыграл второстепенную роль в сатирической комедии «Как я выиграл войну» режиссёра Ричарда Лестера — того же, кто снял «Вечер трудного дня». А позже вместе с Йоко Оно он начал продюсировать и режиссировать авангардное кино — в 1969-м на австралийском телевидении вышла их совместная полнометражка с провокационным названием «Изнасилование». И в том же 69-м они сняли документалку про самих себя, «Медовый месяц», куда на огонёк к ним заглядывает ни много ни мало Тимоти Лири, «ЛСД-гуру» и один из самых известных борцов за легализацию психоделиков. Интересное, в общем, кино.
Ринго Старр как фарсовый комик
Пробовал себя в комедии и Ринго Старр. И в отличие от Леннона, карьеру ударника The Beatles можно назвать вполне себе стабильной: всего на его счету более десятка ролей, и это не считая всевозможных камео. Он играл с великим Питером Селлерсом в «Волшебном христианине» и с Деннисом Куэйдом в «Пещерном человеке», а в 1974-м даже попробовал себя на монтажном поприще — Ринго смонтировал и сыграл в комедийном хорроре «Сын Дракулы». Правда, не очень удачном (и монтаж тут, думается, не при чём).
Пол МакКартни как мастер камео
Из всех «битлов» Пол МакКартни оказался самым незаинтересованным в кино. Если он и числится в титрах фильмов, то чаще как автор песен — у Пола есть две номинации на «Оскар» за лучшую песню (к «Ванильному небу» и «Живи и дай умереть»), и это не считая его общего с Beatles песенного «Оскара» за фильм Let it be. Его же появления в качестве актёра ограничиваются камео (но зато какими!). В четвёртых «Пиратах Карибского моря», например, МакКартни появляется буквально на несколько секунд в роли дяди Джека Воробья, комично подбадривающего племянника перед скорой казнью. Напомним, что отца Джека в третьей части играл Кит Ричардс из The Rolling Stone — музыкальная у Воробья, выходит, семейка.
Джордж Харрисон как великий продюсер
Самым же успешным и важным для кино «битлом» стал Джордж Харрисон — причём почти случайно. Однажды его близкий друг и участник «Монти Пайтон» Эрик Айдл пожаловался приятелю на то, что «Пайтоны» никак не могут найти деньги для своего «Жития Брайана» — продюсеры отвергали идею библейской сатиры как слишком рискованную. Но чего Айдл никак не мог ожидать, так это того, что Джордж Харрисон, никогда раньше не демонстрировавший особенного интереса к кинематографу, предложит лично профинансировать их кино — он был большим поклонником «Монти Пайтон» и позже заявлял, что отдал деньги практически без возможности их вернуть «просто потому, что хотел посмотреть фильм». Для продюсирования «Жития Брайана» он основал студию HandMade Films, вместе с которой позже поучаствовал в создании «Бандитов времени» Терри Гиллиама и культовой комедии «Уитнэйл и я».